МОСКВА, 29 окт - РИА Новости. Комплекс "Газпром-сити" с 400-метровым небоскребом предполагается построить на месте разрушенной Петром Первым шведской крепости Ниеншанц и крепости Ландскрона 14-го века, которую штурмовал сын Александра Невского, заявляют петербургские археологи, которые настаивают на сохранении остатков средневековой крепости.
"Вся проблема заключалась в том, что пятно застройки под небоскребом - это не что иное, как Ниеншанц и Ландскрона. Это древние города, которые существовали еще до Петербурга, и вот именно там должна была начаться застройка", - сказал в интервью РИА Новости профессор Олег Иоаннисян, руководитель сектора архитектурной археологии Эрмитажа.
Проект "Газпром-сити" предполагает строительство на набережной Невы в районе Охты высотного делового центра, в котором предполагается разместить головной офис "Газпром нефти" и офисы других компаний. Общественно-деловой центр решено назвать "Охта центр". Заказчиком строительства комплекса, доминантой которого станет здание высотой 395 метров, выступает компания "Газпром нефть". Стоимость строительства оценивается в 60 миллиардов рублей. "Газпром нефть" финансирует 51% стоимости, 49% - город.
Вокруг проекта возникло много споров, поскольку высотное здание, которое планируется построить напротив Смольного собора, по мнению многих петербуржцев, станет новой доминантой и изменит исторический облик Петербурга. Жители города даже подавали в суд иск о незаконности строительства центра.
Согласно существующему законодательству, перед любым строительством в центре исторических городов за счет средств застройщика обязательно проводятся археологические раскопки.
"Раскопки там (на месте комплекса "Газпрома") идут уже второй год. Открываются вещи фантастические, открывается в центре Петербурга средневековая крепость 14-го века, с полностью сохранившимися рвами", - рассказал ученый.
По его словам, если валы крепости 17-го века Ниеншанца были зафиксированы на каких-то картах, то о Ландскроне вообще не было данных: "Из летописей было известно, что крепость была, и что ее брали новгородские войска, Андрея Александровича, сына Александра Невского. Он ее взял, сжег, но никто не знал, что она сохранилась, и сохранилось ли вообще что-нибудь (на ее месте)".
При раскопках были обнаружены рвы крепости, что породило правовую коллизию - по закону остатки Ландскроны представляют собой объект культурного наследия, который находится под охраной.
"По нашему законодательству, если культурный слой раскопан, то это место выводится из-под обременения (обязательств, связанных с приобретением). Там можно все что угодно строить. Культурного слоя после проведения раскопок фактически уже нет. Остаются рвы. А рвы - это уже недвижимый объект, имеющий все признаки объекта культурного наследия", - сказал собеседник агентства.
Он отметил, что существуют различные варианты так называемой музеефикации рвов, но эту задачу должны решать инвестор и проектировщик.
Вместе с тем Иоаннисян отметил, что застройщик беспрекословно дает проводить раскопки, "пока мы их только хвалили". "Но дальше-то возникает проблема: а что делать дальше? Рвы-то остаются. И как раз именно пятно Ландскроны уходит под застройку, небоскреб стоит на месте крепости", - пояснил он.
По его словам, городская власть "давит очень сильно и активно" на органы охраны памятников - "подписывайте срочно акт о том, что обременение с этого участка снимается". Для этого нужна процедура экспертиза, однако как ее следует проводить - в законе не прописано, сказал ученый.
В настоящее время, по словам Иоаннисяна, ученые предлагают внести в закон об охране памятников изменения, регламентирующие порядок экспертизы.