Андрей Анненков, главный редактор iToday.ru, специально для РИА Новости.
Главная российская почтовая онлайн-служба может сменить сотрудничество с Яндексом на партнерство с Google, что приведет – не к переделу рекламного рынка, нет, однако к заметным изменениям на нем.
Суть дела в следующем. Поисковые запросы есть ходовой товар. Поисковая машина показывает пользователю не только результаты своей работы, но и подходящие под запрос рекламные ссылки. Поисковик, у которого больше запросов, больше и зарабатывает. Сегодня Mail.ru (даром что имеет собственную поисковую машину по имени GoGo) отдает Яндексу запросы на поиск со своей стартовой страницы. Это существенная добавка к трафику Яндекса, поскольку Mail.ru – самое посещаемое в Рунете место.
В России интернет-поисковиков осталось ровно два. Это отечественный Яндекс (54% рынка поиска в Рунете, данные сентября по статистике LiveInternet) и всепланетный Google. Еще один отечественный игрок, Рамблер, сходит дистанции, конкурируя уже не с Яндексом, а с GoGo.
Какова же тогда роль Mail.ru на рынке поисковых запросов Рунета? Значительная. Временная. И, мягко говоря, не решающая. Эта роль равна роли, сыгранной Петлюрой в Гражданской войне. Помните, что говорит булгаковский Алексей Турбин: «Вы знаете, что такое этот ваш Петлюра? Это миф, это черный туман. Его и вовсе нет. Вы гляньте в окно, посмотрите, что там. Там метель, какие-то тени... В России, господа, две силы: большевики и мы». Именно так. На рынке поиска есть только Яндекс и Google, остальное – миф.
Сравнение Mail.ru со столь несимпатичным персонажем, как Петлюра, кажется мне, IT-инженеру, оправданным. Mail.ru – не технологическая компания, в то время как интернет-поиск представляет собой передовой рубеж развития IT. Mail.ru как технология – фикция. Mail.ru не предоставляет своим посетителям ни одного уникального сервиса. Нет, следовательно, ни одной причины, по которой Рунет не мог бы обойтись без Mail.ru.
Вы хотите напомнить мне о почтовом сервисе? Я помню. Но что же в нем уникального? Как почтовая служба Mail.ru ничуть не лучше ни Gmail, ни Яндекс.Почты, ни еще нескольких десятков серверов. Поставьте мысленный эксперимент: Mail.ru прекращает существование, оставив нам время сохранить содержимое наших почтовых ящиков в другом месте. Случится ли с нами, пользователями, что-нибудь непоправимое? Нет. Ерунда, очень временное неудобство. Теперь сравните результат этого эксперимента с воображаемой ситуацией, когда в Рунете нет ни Яндекса, ни Google.
Почему же тогда, спрашивается, Mail.ru – самый популярный сайт Рунета? Потому, что он – место традиционного массового паломничества. Так уж сложилось. Один из старейших онлайн-ресурсов в нашей стране. Аудитория Mail.ru привязана к этому ресурсу своими почтовыми ящиками и привычками. Утилитарного смысла в Mail.ru немного, но мистического – хоть отбавляй.
Как-то вечером я случайно наткнулся на Сити-FM на передачу, в которой вице-президент Mail.ru Анна Артамонова отвечала на вопросы пользователей. Делюсь неизгладимым впечатлением: то была, вне всяких сомнений, религиозная служба. Никто из звонивших в студию не допускал и мысли о том, что в Сети есть иные места, где можно держать почту, вести блог, хранить фотографии и узнавать прогноз погоды. Нужда этих людей в e-mail, в блоготворчестве, в информации вообще редуцирована в нужду посещать Mail.ru. И это серьезно. С этим, как и со всяким религиозным явлением, надо считаться. Яндекс ведь так и не смог стать в России почтовой службой номер один, хотя и провозглашал такое намерение.
Позвольте еще одну цитату из «Дней Турбиных»: «Слухаю!.. Слухаю!.. Слава! Слава! Пан полковник! Пан полковник! В штаб пришли ходоки от двух гетьманских сердюкских полкив. Батько веде с ними переговоры о переходе на нашу сторону». Для тогдашнего (1918) Киева это событие было, несомненно, заметным. Нынешнее заявление Mail.ru о возможной смене поисковой машины также имеет значение. Но решающего влияния на исход конкуренции между Яндексом и Google оно иметь не будет.
Кроме того, все это уже было. В 2003-м, когда на Mail.ru впервые появился поиск, он поддерживался Google. А в 2006-м на Google сменился Яндексом. Теперь произойдет – а может, и нет – обратная замена. Просто эпизод противостояния, в котором Mail.ru не принимает самостоятельного участия.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции