Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Культура

Марк Захаров стал режиссером, потому что о режиссуре никогда не мечтал

© РИА Новости / Владимир ФедоренкоНародный артист СССР, художественный руководитель Московского Государственного театра "Ленком" Марк Захаров
Народный артист СССР, художественный руководитель Московского Государственного театра Ленком Марк Захаров
"Ленком" - один из тех театров, на спектакли которого трудно попасть. Более тридцати лет его возглавляет Марк Анатольевич Захаров, привыкший и в театре, и в кино идти собственным путём, добиваясь высокой художественной выразительности, используя новаторские приёмы и рискованные эксперименты.

Ольга Варламова, специально для rian.ru.

"Ленком" - один из тех театров, на спектакли которого трудно попасть. Более тридцати лет его возглавляет Марк Анатольевич Захаров, привыкший и в театре, и в кино идти собственным путём, добиваясь высокой художественной выразительности, используя новаторские приёмы и рискованные эксперименты. И классическое «Доходное место», и в определённом смысле авангардная «"Юнона" и "Авось"», и первая отечественная рок-опера «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», и фильмы «Обыкновенное чудо», «Формула любви», «Тот самый Мюнхгаузен», - все они стали событиями в культурной жизни страны.

Марк Анатольевич Захаров, которому сегодня исполнилось 75 лет, родился в Москве. Его детство и юность прошли на Красной Пресне, в коммунальной квартире на улице Заморёнова. Отца Марка Анатольевича революция застала в Воронежском кадетском корпусе. Вступив в Красную армию, он прошел всю Гражданскую войну от Воронежа до Варшавы. После демобилизации работал на военно-спортивном поприще. Мама с детства мечтала стать актрисой, даже училась в театральной студии Ю.А. Завадского. Однако мечтам не суждено было сбыться: конец им положила 58-я статья, по которой арестовали мужа.

Отца выслали из Москвы, мама последовала за ним. Основное бремя забот и ответственности за мальчика легло на бабушку по маминой линии Софью Николаевну Бардину, которая заведовала образцовым детским домом. Вот как вспоминает то время Марк Анатольевич: «После начала войны и смерти моей всемогущей бабушки для нас, вернувшихся из эвакуации в 1943 году в холодную и голодную Москву, в полученные с огромным трудом обратно две комнаты в коммунальной квартире, началась жизнь тяжелая, полуголодная, бесперспективная».  Отца вновь выслали. На этот раз мама с ним не поехала. Она в одиночку тащила семью, работая преподавателем в детских драмкружках.

Еще, будучи мальчиком, Марк Захаров влюбляется в театр. Это случилось после просмотра во МХАТе знаменитой «Синей птицы» Метерлинка. Музыку к спектаклю написал композитор Илья Сац, заведующий музыкальной частью МХТ и отец создательницы первого в России детского музыкального театра Наталии Сац. «Синяя птица», по словам самого Марка Анатольевича, «мощным образом стимулировала в человеке фантазию вовсе не сказочным сюжетом, а какой-то особой энергетикой, пробуждая в детском сознании стимулы для эмоционального, интеллектуального и духовного развития». Потом было увлечение кукольным театром Сергея Образцова, потом занятия в театральных коллективах Москворецкого дома пионеров на Большой Полянке.

Заканчивая в 1951 году школу, Марк Анатольевич никак не мог определиться с выбором профессии. Он колебался между Военно-инженерной академией, Архитектурным институтом, Московским инженерно-строительным институтом (МИСИ). Но тут своё веское слово сказала стоящая на дворе эпоха. В Военно-инженерной академии сразу обратили внимание на анкету с 58-й статьей, по которой был осуждён отец, и  не допустили даже к сдаче экзаменов. В МИСИ Марк не прошел по конкурсу. И тут он вспомнил сон своей мамы. Увлечение сына театром она вначале не воспринимала всерьез. Но однажды увидела сон, который сулил Марку невероятный успех на подмостках. Мать и сын решили: от судьбы не уйдёшь. Марк подал документы в Государственный институт театрального искусства (ГИТИС), успешно сдал вступительные экзамены и был зачислен на первый курс актерского факультета.

Будучи ещё студентом второго курса, Марк Захаров выступает в небольших ролях на сцене театров им. Маяковского и им. Ермоловой. Осенью 1955 года его распределяют в Пермский областной драматический театр. Три года, проведенные в Перми, по мнению самого Марка Анатольевича, были крайне необходимым, стимулирующим фактором. Помимо игры в театре он пишет детские стихи и их печатают, рисует карикатуры для местных газет, и их тоже печатают, сотрудничает на радио, организует «капустники» в своём театре. 

В 1959-м году Марк Захаров вместе с супругой, актрисой Ниной Лапшиновой, возвращается в Москву. Вначале он играет в Московском театре имени Гоголя, затем переходит в Эстрадный театр миниатюр. Постепенно в нём зреет убеждение, что актёрство – не его стезя. В 1964 году он пробует себя в режиссуре. Его дебютом становится  спектакль «Дракон» по пьесе Евгения Шварца. В том же году он совместно с главным режиссером Студенческого театра МГУ Сергеем Иосифовичем Юткевичем ставит спектакль «Карьера Артура Уи, которой могло и не быть» по пьесе Бертольда Брехта. Спектакль долго идет на сцене театра, с успехом гастролирует за рубежом.

Студенческий театр МГУ стал для Марка Анатольевича той площадкой, с которой он вступил в большую режиссуру. Сам он считает, что «режиссером стал не случайно. Просто никогда не мечтал о режиссерской профессии, но когда соприкоснулся с ней, понял и ощутил себя человеком, имеющим к этой профессии некоторую генетическую и психическую предрасположенность». В последующие годы это ощущение окрепло.

В 1965-м году Марка Анатольевича приглашают в качестве режиссера в Московский театр сатиры. Там в 1967-м году он снискал первый режиссерский успех. Его принёс спектакль «Доходное место» по пьесе Александра Островского. Спектакль имел огромный зрительский успех, прошёл на сцене около 40 раз, в нём были заняты.Андрей Миронов, Александр Папанов, Георгий Менглет, Татьяна Пельтцер. Но в коне концов власти по идеологическим соображениям изъяли спектакль из репертуара.

В 1971-м Марк Захаров поставил пьесу «Разгром» по одноименному роману Александра Фадееву. И снова цензура недовольна. Спектакль удалось отстоять только благодаря поддержке вдовы писателя, знаменитой актрисы МХАТ народной артистки СССР Ангелины Иосифовны Степановой.

В 1973 году Марк Анатольевич Захаров получил предложение возглавить Московский театр имени Ленинского комсомола, ныне «Ленком». Он пришёл в сложное, можно сказать, смутное для театрального коллектива время. Уход его предшественника на посту главного режиссёра знаменитого Анатолия Эфроса поверг театр в творческий кризис. Марк Захаров ищет пути его преодоления. Вместе с журналистом, поэтом, бардом Юрием  Визбором он ставит спектакль «Автоград-XXI». И сразу долгожданный успех: в зрительный зал вновь приходит молодежь. В  1974 году ставится спектакль «Тиль» по пьесе Григория Горина. Это яркий, красочный, очень музыкальный спектакль с великолепным актерским составом: Всеволод Ларионов, Елена Фадеева, Юрий Колычев, Николай Скоробогатов, Марина Лифанова, молодой Николай Караченцов, которого спектакль в одночасье сделал знаменитым. Участие в этом спектакле стало успешным дебютом Инны Чуриковой в новом для неё театре. Спектакль сразу же становится популярным, его хорошо приняли зрители в Польше, Болгарии, Чехии.

В «Ленкоме» Марк Анатольевич Захаров получил все возможности для поиска собственного сценического стиля, утверждения поэтического направления в режиссуре. Огромное внимание он уделяет музыке. Она присутствует, вернее, играет значительную роль во всех поставленных им спектаклях: «Тиль», «В списках не значился», «Юнона и Авось», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Мистификация», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». Благодаря этим постановкам получают возможность в полной мере раскрыть все грани своего таланта, становятся знаменитыми Николай Караченцов, Елена Шанина, Александр. Абдулов, Павел Смеян.

"Юнона" и "Авось" была прекрасно принята французскими зрителями, получила восторженные отклики во французской прессе. «Во второй половине гастролей, – вспоминает Марк Анатольевич, – у нас появилось много постоянных зрителей, которые смотрели спектакль по многу раз, некоторые русские парижане приводили детей и объясняли им, что все, что они видят, надо запомнить, потому что на сцене – настоящий русский язык и настоящая русская поэзия». Вслед за Парижем спектакль «"Юнона" и "Авось"» на ура был принят в Греции, Германии, Нидерландах, США.

Марк Анатольевич Захаров много и плодотворно работает в кино. «Двенадцать стульев», «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен», «Дом, который построил Свифт», «Формула любви», «Убить дракона» – все эти фильмы стали классикой.

Издавна идут и не прекращаются разговоры, споры об актёрском и режиссёрском театре, об актёрском и режиссёрском кино. Применительно к творчеству Марка Захарова этот вопрос не возникает. То, что он режиссёр милостью Божьей, общепризнано. Что же касается актёров, то мастер сам говорит, что они его богатство и гордость.

Марк Анатольевич Захаров – народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР и премии К.С. Станиславского, награжден орденами Дружбы народов, «За заслуги перед Отечеством» II и III степени, орденом Святого Станислава. Удостоен премии «Триумф», которая присуждается за высшие достижения в области литературы и искусства.

Рекомендуем
РИА
Новости
Лента
новостей
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала