Рейтинг@Mail.ru
Милослав Влчек: я понимаю опасения России по ПРО - РИА Новости, 01.10.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Милослав Влчек: я понимаю опасения России по ПРО

© РИА Новости / Леонид СвиридовПредседатель Палаты депутатов парламента Чехии Милослав Влчек
Председатель Палаты депутатов парламента Чехии Милослав Влчек
Читать ria.ru в
Дзен

Эксклюзивное интервью председателя Палаты депутатов парламента Чехии Милослава Влчека корреспонденту РИА Новости в странах Центральной и Восточной Европы Леониду Свиридову.

- Господин председатель! Когда может быть начата ратификация в парламенте чешско-американских договоров по ПРО?

- Мы предполагаем, что правительство Чехии предложит нам все документы для ратификации договоров по ПРО в ноябре месяце этого года.

- Каков расклад сил в нижней палате? Какова вероятность ратификации либо нератификации договоров по ПРО в нижней палате?

- Я бы хотел дать более развернутый ответ на Ваш вопрос. Одно дело – подписанные документы по ПРО, которые подписали представители правительства Чехии. Другое дело – общественное мнение.

По данным наших социологов, около 66 % чехов – а это две трети граждан страны – не согласны с размещением американского радара на территории страны. И эти настроения в обществе, конечно же, «проникают» в парламент, что вполне естественно и нормально.

Сейчас невозможно точно сказать, сколько депутатов будет во время голосования «за» либо «против». Я знаю, что «против» будут все депутаты от Чешской социал-демократической партии, также «против» будут все депутаты от Коммунистической партии Чехии и Моравии. Конечно, «против» будут также и отдельные парламентарии из других партий.  И если таких депутатов будет 5-6 человек, то договор по ПРО США в парламенте не пройдет, у него нет шансов в Палате депутатов.

Как будет на самом деле – сказать очень сложно. Парламент должен быть зеркалом общественных настроений.

- Но в данной ситуации – это не совсем зеркало...

- Да, Вы правы. Но ведь когда депутаты избирались в парламент, они шли к народу с конкретной программой деятельности. Понимаете, если документы пройдут в парламенте с перевесом в один единственный голос - это все, безусловно, законно, но тогда возникает вопрос с легитимностью, потому что 66 % населения были против этого.

Я со своей стороны настроен на то, чтобы в Палате депутатов (нижняя палата парламента Чехии – Л.С.) ратификация договоров по ПРО не состоялась. Но сила правительственной коалиции, различных методик продавливания, которыми они пользуются, может быть эффективнее позиции тех, кто против радара ПРО США.

Я всегда был оптимистом и могу сказать, что правительственная коалиция пока не до конца убеждена, что получит достаточное количество голосов для ратификации чешско-американских договоров.

- Политики говорят, что договоры по ПРО пройдут или не пройдут одним-двумя голосами. А журналисты  шутят, что все «решит» крупный российский или американский концерн. Для больших корпораций «приобрести» один голос в парламенте – не проблема. Что Вы об этом думаете?

- На счет одного-двух голосов – абсолютно верно.

Безусловно, могут быть использованы разные методы «получения» голосов, различные способы влияния на депутатов. Сейчас вытаскивают «из шкафов» самые невероятные скандальные истории, журналисты могут «найти» какой-то компромат. Или же журналистам «подскажут», где такой компромат искать. Ратификация документов по ПРО – дело серьезное. Сила капитала может быть действительно большой.

На сегодня я бы не отважился сказать, пройдут договоры или нет.

Я по-прежнему надеюсь, что и в партии «зеленых» будут депутаты, которые проголосуют «против». Рассчитываю, что и среди депутатов-«народников» тоже кто-то будет «против». Ведь самое главное – размещение радара идет вразрез с волей избирателей. 

- А каков расклад сил в Сенате?

- В Сенате (верхняя палата парламента Чехии – Л.С.) ситуация хуже, чем в Палате депутатов. Гражданская демократическая партия имеет в Сенате 41 сенатора, что составляет более 50 процентов. И в Сенате ратификация договоров, скорее всего, состоится. 

- Есть ли смысл начинать процесс ратификации до выборов нового президента США? Либо даже до инаугурации нового хозяина Белого дома в январе 2009 года?

- С моей точки зрения, вообще нет смысла начинать процесс ратификации до тех пор, пока не будет ясно, кто станет новым президентом США. Мы должны знать, будет ли новая администрация Белого дома продолжать ту же политику.

Вполне возможно, что новый американский президент будет решать вопросы безопасности иным способом. Мы не знаем, кто победит в президентской гонке в США. Одно скажу уверенно: не очень хорошо в канун выборов ратифицировать этот договор.

- Вопрос чисто философского плана – зачем радар ПРО США вообще нужен Чехии? Неужели Вы лично верите в угрозу для Чехии со стороны Ирана и Северной Кореи?

- Даже я не могу ответить на этот вопрос: почему правительство Чехии хочет этот радар разместить на нашей территории?

Могу лишь выдвинуть предположение, что за этим могут стоять какие-то и чьи-то интересы, каких-то политиков, интересы крупных американских корпораций.

Мы являемся членами НАТО. Поэтому вопросы нашей безопасности должны решаться с помощью инструментов Североатлантического альянса, а не при помощи двусторонних чешско-американских договоренностей. Это, я полагаю, не соответствует общей оборонной политике Европы.

Я лично не верю, чтобы какие-то ракеты в Иране или Северной Корее могли нам угрожать.

Какие-то ракеты и где-то могут нести угрозу для США, но ни в коем случае не для Чехии. Потому я не вижу аргументов для размещения в Чешской республике радара ПРО США.

- В России газеты пишут, что недалеко от Праги будет установлен «радар-шпион», который начнет шпионить за территорией РФ до Урала. Вы можете убедить меня в обратном?

- Совершенно очевидно, что существует некий радиус действия радара. Я не могу исключить, что за частью территории РФ радар будет следить, или, как пишет пресса, «шпионить», причем за довольно большой частью территории России. 

Но если уж радар появится в Чехии, было бы разумно сделать так, чтобы российские представители имели возможность посещения такой базы.

Хотя никакой контроль все равно не решит самой проблемы. И никакие объяснения американской стороны не убеждают россиян в обратном.

Еще раз повторю: я выступаю против размещения радара ПРО США в Чехии. И - нельзя исключить «шпионаж за другими государствами» с помощью радара.

- В чем причина того, что власти Чехии не хотят проводить референдум по размещению радара ПРО США, в то время как большинство чехов против радара?

- В Чехии нет Закона о референдуме. Мы, социал-демократы, хотели провести через парламент решение об объявлении референдума по этой проблеме. Это настолько важный вопрос для нас и для будущих поколений чехов, что подобное решение должны принимать все граждане.

Как председатель Палаты депутатов и представитель социал-демократов я хотел внести информацию о радаре в повестку дня парламента. Но понадобилось несколько заседаний, чтобы этот пункт появился в повестке дня, чтобы правительство нам наконец-то пояснило, о чем договорилось с Вашингтоном. 

С самого начала действия правительства Чехии в этом вопросе были очень специфическими: не информировать нас, прийти в парламент и силой продавить это решение.

Социал-демократы не раз и ранее предлагали принять Закон о референдуме. Сейчас правительственная коалиция имеет перевес в один-два голоса, и мы ничего не можем сделать.

Нужно подождать очередных выборов, когда наша партия выиграет парламентские выборы и снова станет правящей партией в Чехии. Тогда мы обещаем, что проведем через парламент Закон о всенародном голосовании.

Хочу еще сказать следующее: изменить ситуацию с радаром никогда не поздно. Если мы выиграем выборы, мы можем пересмотреть решение о размещении радара ПРО. Договор, подписанный нынешним правительством, позволяет в будущем отказаться от американской военной базы.

Кроме того, я уверен, что даже если ратификация договора в Чехии состоится, американцы откажутся от идеи строительства у нас радара. Система ПРО - очень дорогостоящая, а ее эффективность вызывает много вопросов.

- Нет ли в Праге опасений, что возможная ратификация договора по ПРО приведет к ухудшению чешско-российских экономических связей?

- Я хорошо понимаю Ваш вопрос и Ваши опасения. Как можно доверять партнеру, который против меня направляет радар?  Могу сказать, я разделяю опасения россиян.

- Господин председатель, Ваша позиция по ситуации в Грузии. Почему, с Вашей точки зрения, западная пресса, в частности чешская, до сих пор не может определиться с очевидным фактом: Михаил Саакашвили отдал приказ уничтожить Цхинвали?

- Кто хочет знать правду, тот знает. Я был одним из первых политиков в Чехии, который в своем официальном заявлении однозначно осудил грузинское нападение на Южную Осетию.  

Военной силой нельзя решить такие проблемы, и для меня не была неожиданностью реакция России. Россияне шли защищать жителей Южной Осетии и своих граждан, после чего РФ признала независимость Южной Осетии и Абхазии.

Если говорить о Косово, то Палата депутатов Чехии 6 февраля приняла заявление, в котором рекомендовала правительству не признавать независимость Косово. Но чешское правительство все равно признало Косово.

Мы предупреждали о том, что это – прецедент, который может привести к возникновению «эффекта домино». И так и случилось. Грузия – это однозначный пример «эффекта домино», результат признания независимости Косово.

- В ноябре Вы собираетесь посетить с визитом Москву. С кем Вы планируете встречаться в российской столице? Какие темы Вы бы хотели обсудить в Москве?

- В России я еще никогда не был. Но основательно готовлюсь к официальному визиту 18-21 ноября.

Планирую побывать в Москве и Екатеринбурге. Со мной будет большая группа чешских предпринимателей и бизнесменов, мы бы хотели интенсифицировать наши экономические контакты.

Я хотел бы в ходе визита напомнить своим российским коллегам времена, когда Чехословакия активно сотрудничала с Советским Союзом. Ведь это было энергичное и выгодное сотрудничество.

Вы знаете, у нас в Европе очень любят давать советы, как кому следует жить. Я всегда в таких случаях привожу пример Китая: как может повлиять на Китай 10-милионная Чехия? Мы для них - одна маленькая деревня (смеется). А наши политики почему-то думают, что мы – пуп земли. Это не так. Мы должны исходить из реалий.

Каждый народ, каждая страна, и Китай, и Россия имеют свои обычаи и традиции, свое государственное устройство и свое понимание демократии. Это нужно уважать.

- Господин председатель, большое спасибо за столь обстоятельный разговор.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала