Александр Горбунов, обозреватель «Спорт день за днем», специально для РИА Новости.
Порог перемен в империи под названием «Формула-1» осталось только перешагнуть: 26-28 сентября в Сингапуре пройдет гонка, сопровождаемая словом «впервые». Впервые гонщики будут состязаться в Азии. Впервые сделают это в ночное время. Впервые, наконец, старт «Формулы» состоится в сезон дождей.
Сингапур – новая точка, поставленная на своей карте владельцем «Формулы» Берни Экклстоуном. Впервые о возможном ее появлении заговорили 17 лет назад, но у автора идеи – сингапурского бизнесмена Онг Бенг Сенга, человека весьма состоятельного и энергичного, - ничего не получилось: Экклстоун был категорически против, а все серьезные вопросы, касающиеся жизнедеятельности «Формулы», находятся только в его ведении.
Бенг Сенг, однако, в стремлении своем получить «Гран при Сингапура» не остановился и, привезя однажды Экклстоуна на место предполагаемой трассы, хозяина «Ф-1» все же уговорил.
Работа после этого закипела сумасшедшая, на деталях ее останавливаться нет смысла (одна только установка четырех генераторов для поддержания необходимого освещения – 3000 люкс! – продолжалась чуть меньше полугода). Стоит лишь заметить, что подготовка велась с присущей этому региону тщательностью, исключающей возникновение даже малейших шероховатостей.
Считается, что состязания «формулистов» приносят их организаторам огромные доходы. Это, мягко говоря, истине не соответствует. Реальные средства – от продажи билетов, телевизионных прав, от рекламы – забирает Экклстоун, личные доходы которого оцениваются примерно в 800 миллионов евро в год. Хозяевам трассы, на самом деле, достается «пшик», но рачительным хозяевам – еще и отложенная выгода. В Германии, к примеру, выстроенную к «Формуле» трассу используют не только два-три дня в году, когда в Нюрнберг приезжает международная автоконюшня, но и все оставшиеся дни – тоже.
Почасовая аренда для любителей погонять на похожих на болиды карах или на своих личных автомобилях; организация раз в неделю кольцевых гонок, класс которых, понятно, ниже класса «Формулы», но все равно вызывает огромный интерес; соревнования мотоциклистов; тестирование новых моделей автопроизводителями – владельцы автодрома получают весьма заметную прибыль, даже на часть которой владелец «Формулы» не имеет никаких прав.
Какую – в этом плане – выгоду может извлечь Сингапур, потративший примерно 150 миллионов долларов на возведение трассы (она, в отличие от большинства трасс «Формулы» - городская, как и в Монако, и потому невозможно какое-либо дополнительное ее использование) и всех сопутствующих для ее нормального функционирования структур? Тоже, полагаю, отложенную. Ожидается, в частности, резкий скачок в развитии туризма, связанный, впрочем, не только с проведением «Гран при», но и с шагами по легализации в ближайшее время игорного бизнеса и строительству в связи с этим двух комплексов казино. И это обстоятельство – легализация игорного бизнеса – Экклстоуном при принятии окончательного решения по Сингапуру, безусловно, учитывалось.
Россия вообще и Москва в частности в числе потенциальных организаторов «Ф-1» у Берни Экклстоуна фигурируют давно. Обычно владелец «Формулы» получает предложения и рассматривает их. Известен, однако, в его практике единственный случай, когда он сам предложил стране, на которую «положил глаз», соорудить трассу для формулистов и проводить на ней состязания. Почти сразу после Олимпиады-80 в Москве Экклстоуна свели с советским руководителем Леонидом Брежневым, об увлечении которого автомобилями было хорошо известно, и Брежнев, как говорят, идеей организации этапа «Формулы-1» с трассой, проложенной вокруг Кремля, проникся. Во всяком случае, на сей счет подготовили проект постановления Совета Министров СССР, в котором месторасположение трассы – «вокруг Кремля» - фигурировало.
Потом, понятно, после смерти Брежнева, советскому руководству стало не до «Формулы». К вопросу вернулись уже в новейшей российской истории, и инициатива на этот раз исходила уже не от Экклстоуна, а от России. Какие только места ни фигурировали в тогдашних, датированных серединой и второй половиной 90-х годов, предложениях, большей частью отражавших не реальное положение экономической ситуации в стране, а служивших всего лишь пиар-акциями для тех или иных групп людей или же отдельных фигур. Подольск, Калининград, Ярославль, Тула, Санкт-Петербург… И, конечно же, Москва, активизировавшая с 2001 года свои усилия по получению этапа «Формулы». Вариант «Вокруг Кремля» давно, похоже, отпал: такую трассу, во-первых, невозможно использовать на постоянной основе после завершения соревнований «Формулы», и, во-вторых, очень сложно поддерживать уровень высококлассного дорожного покрытия в условиях, когда по нему постоянного будут ездить грузовые автомашины. Фигурировали в московско-подмосковных предложениях Нагатино, Молжаниново, Тушино, но ни до чего конкретного с Берни Экклстоуном так пока и не договорились. Основной причиной этого видится нестыковка в том, что касается финансовых вопросов. Экклстоун наотрез отказывается делиться доходами от продажи билетов, прав на телетрансляции и рекламы, а потенциальные организаторы говорят, что не желают довольствоваться лишь «шумом от моторов».
Так или иначе, но вполне вероятно, что первой страной на постсоветском пространстве, которой удастся заманить к себе этап «Формулы-1», может стать Украина. Представителей Экклстоуна уже возили в степные районы Крыма показывать возможные места для трассы, которую готовы соорудить к 2012 году – году проведения Украиной и Польшей чемпионата Европы по футболу.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции