Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.
Черное море уже несколько столетий подряд является одной из главных «болевых точек» России. История многочисленных войн за преобладание в регионе, и соседство Черного моря со Средиземноморьем – колыбелью европейской цивилизации, до сих пор остающимся одним из ключевых регионов мира, обусловили пристальное внимание к Черному морю со стороны ведущих мировых игроков. И одним из объектов этого внимания неизменно является Черноморский флот ВМФ России.
Созданный в 1783 году с переводом в Ахтиарскую бухту (будущий Севастополь) кораблей Азовской флотилии, Черноморский флот принимал активное участие практически во всех последовавших «южных войнах» России, вырастив плеяду выдающихся флотоводцев – от Ушакова до Нахимова. Исключение составила, пожалуй, только русско-турецкая война 1877-1878 годов – еще не восстановленный после поражения в Крымской войне флот ограничил свои действия береговой обороной и диверсионными акциями против турецких кораблей в их базах. Такая тактика, однако, принесла успех - после нескольких успешных минных атак турецкие броненосцы покидают Черное море. Эта война принесла известность будущему адмиралу-ученому Степану Осиповичу Макарову.
Воссозданный после войны флот оказывается запертым на Черном море – в соответствиями с положениями Парижского мирного договора 1856 года Россия не имела права выводить свои военные корабли из Черного моря в Средиземное. Поэтому корабли черноморского флота, экипажи которых славились превосходной выучкой и меткой стрельбой, не смогли принять участия в русско-японской войне 1904-05 годов.
В ходе Первой мировой войны Черноморский флот активно действовал против турецкого и болгарского судоходства, обстреливал турецкие прибрежные города. Впервые для бомбардировки городов была применена морская авиация - гидропланы. Подводные минные заградители ставили мины на входе в Босфор.
Первая мировая не стала для России успешной. Военные неудачи и внутренние неурядицы, сложившись, привели страну к революции. В начавшейся Гражданской войне флот оказался заложником политической борьбы. После Брестского мира корабли флота вынужденно покинули Севастополь - в город вошли немецкие войска. Немцы потребовали возвращения флота, угрожая в противном случае продолжить военные действия, и руководство страны приняло решение о затоплении кораблей на рейде Новороссийска.
Часть кораблей, не подчинившаяся приказу, ушла в Севастополь. Впоследствии эти корабли покинули Крым, унеся с собой последние подразделения Белой армии. До 1924 года они находились во французском порту Бизерта, тогда еще колониального Туниса - в качестве последнего осколка царского флота. После признания Францией СССР Андреевские флаги были спущены, а корабли проданы на металл.
Возрождение ЧФ началось в 20-х годах – переводом (по соглашению с Турцией) кораблей с Балтики, достройкой оставшихся на стапелях с дореволюционных времен, а затем и постройкой новых. В 1936 году СССР подписал Монтрезский договор, по которому получал право свободного прохода военными кораблями черноморских проливов в обе стороны. Возрождающийся флот получил новый потенциальный ТВД – Средиземное море, и ему потребовалось усиление.
Однако довести ЧФ до требуемых параметров по числу кораблей, самолетов и береговых сооружений, а также подготовке их экипажей и расчетов, помешала Великая Отечественная война. Крупные корабли не могли проявить себя в виду отсутствия на Черном море крупных боевых кораблей противника, в результате линкор и крейсера в основном привлекались для обстрела прибрежных позиций немецких, итальянских и румынских войск. Основная же боевая нагрузка легла на легкие силы - эскадренные миноносцы, катера, тральщики и подводный флот.
Они занимались всем - борьбой с судоходством противника, доставкой подкреплений и боеприпасов, высадкой десантов и диверсионных групп. Дунайская флотилия Черноморского флота с боями сопровождала советские войска на южном участке советско-германского фронта. Ее бронекатера и морская пехота участвовали в освобождении городов Югославии, во взятии Будапешта и Вены.
Кроме того, в конце войны и первые послевоенные годы силы ЧФ активно участвовали в разминировании впадающих в Черное море судоходных рек (главным образом Дуная) а также баз и портов на самом Черном море.
Первые два послевоенных десятилетия были потрачены на очередное восстановление флота, понесшего в ходе войны серьезные потери и обновление его корабельного состава. В 60-х годах ВМФ СССР начинает расширять свою зону влияния – в Средиземном море появляется 5-я оперативная эскадра, основу которой составляют корабли и подлодки Черноморского флота, действующие совместно с боевыми единицами, приходящими с Балтики и Севера. Основной задачей эскадры являлось уничтожение авианосцев и ракетных подлодок ВМС США в Средиземном море в случае начала новой мировой войны. Однако боевая служба советских кораблей в Средиземном море была прервана развалом СССР.
Постсоветскую историю ЧФ трудно назвать счастливой. Флот потерял большую часть кораблей и баз, а раздел между Россией и Украиной только усугубил ситуацию. В настоящее время ЧФ насчитывает 40 боевых единиц, из них лишь 28 находятся в строю. Из этого числа только шесть боевых и шесть десантных кораблей способны выполнять боевые задачи на значительном удалении от своих берегов, остальные боевые единицы относятся к силам морской и прибрежной зоны, так что для дальних походов не приспособлены. Подводные силы ЧФ в настоящее время насчитывают только две подводные лодки, из которых лишь одна находится в строю.
Морская авиация флота включает противолодочные вертолеты Ка-27 и Ми-14, вертолеты огневой поддержки морской пехоты Ка-29, и полк бомбардировщиков Су-24. Кроме того, при необходимости действия флота с воздуха может поддержать 4-я армия ВВС России.
Следует отметить, что даже в таком урезанном составе ЧФ представляет собой довольно внушительную силу. Наличие в строю флота таких мощных и тяжеловооруженных боевых единиц, как ракетный крейсер «Москва», ракетные корабли на воздушной подушке «Бора» и «Самум» обеспечивает превосходство в огневой мощи над флотами всех остальных причерноморских держав.
Потенциал флота был подтвержден в Пятидневной войне – ЧФ уверенно выполнил боевую задачу, нейтрализовав ВМС Грузии и обеспечив высадку российских подразделений в Абхазии.
Однако, долго такая ситуация продолжаться не может – средний возраст кораблей ЧФ превысил 27 лет, и в следующем десятилетии произойдет обвальное сокращение его численности в связи с массовым выходом стареющих кораблей из строя.
Исправить ситуацию можно только скорейшим обновлением корабельного состава флота. Чтобы сохранить его хотя бы на невысоком нынешнем уровне, в строй флота требуется ввести в течение ближайших 10 лет не менее 15 кораблей, и капитально отремонтировать не менее половины боевых единиц, сейчас находящихся в строю. В противном случае, у флота могут возникнуть проблемы, например, даже с очередным принуждением к миру Грузии, не говоря о более серьезных противниках.
Надежду на изменение ситуации внушают, в частности, недавние заявления руководства ВМФ России о намерении вести борьбу с пиратством у берегов Сомали. Красное море и северо-запад Индийского океана входят в оперативную зону ЧФ, и для несения боевой службы в этих беспокойных водах ему потребуется усиление.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции