Рейтинг@Mail.ru
Итоги войны: мир меняется - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Итоги войны: мир меняется

© Иллюстрация РИА НовостиГрузия и Россия
Грузия и Россия
Читать ria.ru в
Дзен
40 дней с момента начала агрессии Грузии против Южной Осетии, и, соответственно, с момента начала операции российской армии по принуждению Грузии к миру (кроме того, что это – день поминовения усопших по православной традиции) стали очередным рубежом подведения итогов Пятидневной войны.

Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.

40 дней с момента начала агрессии Грузии против Южной Осетии, и, соответственно, с момента начала операции российской армии по принуждению Грузии к миру (кроме того, что это – день поминовения усопших по православной традиции) стали очередным рубежом подведения итогов Пятидневной войны.

Чем дальше, тем больше информации о ходе боевых действий появляется в распоряжении экспертов и публики, что позволяет воссоздать целостную картину войны. Пересказ всей истории событий целиком займет слишком много места, но вспомнить общий ход войны, уточнив некоторые существенные детали, может оказаться полезно.

Итак, открытые боевые действия в районе Цхинвала начались в ночь с 7 на 8 августа 2008 года, когда грузинская артиллерия открыла огонь по городу и позициям российских миротворцев в Цхинвале. В атаке на позиции миротворцев принимали участие и грузинские миротворцы, повернувшие оружие против недавних товарищей по контингенту. Самый первый удар принял на себя миротворческий батальон численностью всего лишь в 220 человек под командованием подполковника Константина Тимермана. Стойкость его солдат и офицеров позволила отразить первый штурм Цхинвала, что имело решающее влияние на все последующие события – Грузии не удалось быстро взять город, поставив мировое сообщество перед фактом.

Уже ночью (точнее, ранним утром) российская военная машина начала реагировать на события – с мест боев начали поступать сообщения и появлении над грузинскими позициями российских боевых самолетов. Авиаудары, наносившиеся штурмовиками Су-25 и фронтовыми бомбардировщиками Су-24, также сыграли важную роль в отражении первой атаки грузинской армии на Цхинвал.

Во второй половине дня 8 августа на территории Южной Осетии появились первые подразделения российской армии (135 мотострелковый полк 19-й мотострелковой дивизии), пришедшие на помощь жителям республики и миротворцам, однако непосредственно к окруженным позициям миротворцев они прорвались лишь 9-го августа.

Нужно отметить, что основные бои в населенных пунктах вели местные ополченцы и добровольческие формирования, российские войска вступали в бой лишь в случае появления более-менее крупных сил грузинской армии, которые были ополченцам «не по зубам». Кроме того, Россия взяла на себя подавление грузинской артиллерии, а ВВС России наносили по тыловой инфраструктуре Грузии удары, которые начались в ночь с 8 на 9 августа.

Российские спецподразделения, кроме того, взяли на себя задачу по нейтрализации грузинского спецназа – в частности, по имеющейся информации, именно успешные противодиверсионные действия российского спецназа позволили предотвратить подрыв грузинскими диверсантами Рокского тоннеля, основной магистрали, связывающей Россию и Южную Осетию. Подрыв тоннеля мог бы крайне осложнить операцию – пропускная способность остальных трасс явно недостаточна.

Бои в районе Цхинвала продолжались трое суток – к исходу третьих суток грузинская артиллерия была либо уничтожена, либо оставила позиции, позволяющие вести обстрел города, а грузинские сухопутные подразделения вышли из города. Следует отметить, что в течение всей операции российская армия была связана рядом политических ограничений, препятствовавших применению тяжелого вооружения по населенным пунктам, что, в частности, серьезно ограничивало возможности контрбатарейной борьбы.

В течение всей операции – до 12 августа включительно - российские ВВС наносили удары по военной инфраструктуре Грузии, лишая ее вооруженные силы возможности продолжать войну. В операции был также задействован флот – боевая группа кораблей Черноморского флота начала патрулирование побережья Абхазии и Грузии. В операции флота были задействованы главные силы ЧФ – крейсер «Москва», три сторожевых корабля, два малых противолодочных корабля, малый ракетный корабль «Мираж», четыре ракетных катера, судно связи и десантная группировка в составе БДК «Саратов» и «Цезарь Куников», а также войскового транспорта «Генерал Рябиков», на которых были размещены два батальона морской пехоты.

Эта морская пехота затем высадилась в Абхазии, расширив зону операции. Кроме того, разведгруппы МП и ВДВ (7-й десантно-штурмовой дивизии) дошли до Поти, где были захвачены важные военные грузы, а также сожжены катера грузинского флота.
История с грузинским флотом вызывает немало вопросов. Так, 11 августа появились сообщения об уничтожении российскими кораблями грузинского катера «Тбилиси», однако впоследствии стало известно, что «Тбилиси» был сожжен в Поти российскими войсками. В связи с тем, что уцелевшие грузинские катера ушли в Батуми, выяснить, какой же именно из них погиб (и погиб ли?) в бою с Черноморским флотом, затруднительно. Следует отметить, что по некоторым сведениям, Грузия потеряла в морских боях два катера.

К 11 августа грузинская армия перестала существовать как организованная сила – весь мир обошли кадры бегства грузинских военных из Южной Осетии, Гори, и других районов. Подразделения бежали на юг, в основном в район Тбилиси, бросая боевую технику. Тем временем вооруженные силы России, совместно с абхазскими и южноосетинскими формированиями, перенесли боевые действия уже на территорию собственно Грузии, захватывая брошенную бронетехнику и ликвидируя остатки военной инфраструктуры.

12 августа Дмитрий Медведев объявил о завершении операции.

Пятидневная война продемонстрировала как сильные, так и слабые стороны российской армии. К сильным сторонам можно отнести скорость выдвижения, методичность и планомерность в подавлении грузинской артиллерии и тыловой инфраструктуры, успешные противодиверсионные действия, позволяющие высоко оценить подготовку российских командно-штабных структур. К отрицательным сторонам операции можно отнести недостаточно полное подавление ПВО и ВВС Грузии, нехватку в боевых подразделениях новейших систем вооружения и боевой техники, явное устаревание средств связи.

Часть недостатков признана и военным руководством России – так, генерал-полковник Ноговицын, в течение всей операции освещавший действия российских войск для прессы, признал, что потеря Ту-22МР выявила недостатки в боевой подготовке ВВС.

Потери сторон в настоящее время оцениваются по-разному. Россия заявила о 71 погибшем и 19 пропавших без вести военнослужащих, четырех сбитых самолетах. Потери бронетехники оцениваются в «несколько десятков единиц», в том числе 10-15 танков.

Потери грузинской стороны оцениваются по-разному. Официальные оценки грузинского министерства обороны говорят менее чем о трехстах погибших солдатах, однако более реальной, по сведениям из различных источников, представляется цифра в 1000-1500 погибших. Ряд грузинских батальонов был уничтожен полностью.

Потери Грузии в технике также достаточно сложно оценить. Непосредственно в боевых действиях было уничтожено, по разным оценкам, около 50 единиц бронетехники, в том числе около 20 танков, и свыше ста единиц бронетехники, включая 65 танков, были в итоге захвачены российскими войсками после того, как грузинская армия обратилась в бегство. При этом следует отметить, что существенного численного превосходства над грузинской группировкой российская армия не имела, в то время как в пользу противника работал знакомый ему театр военных действий.

Таким образом, подводя военные итоги, можно сказать, что Россия одержала в войне безоговорочную победу, разгромив армию агрессора, уничтожив и захватив большое количество военного снаряжения. Победа надолго обезопасила Абхазию и Южную Осетию от новой попытки силового присоединения, если только не взять в расчет возможность совершенно безумных шагов руководства Грузии.

Главным политическим итогом войны, помимо собственно признания Абхазии и Южной Осетии, состоявшегося 26 августа, стало разделение НАТО на два лагеря: США – Великобритания - Восточная Европа против Западной Европы. Если первый лагерь призывал к всемерной помощи Грузии и введению санкций, то из второго постоянно звучали голоса, выражающие понимание позиции России в конфликте, а также осуждающие идею санкций как непродуктивную.

В информационном плане пророссийская позиция безусловно доминирует внутри страны. Она же, несмотря на шквал антироссийских (а зачастую и просто русофобских) статей и заявлений в иностранной прессе, находит понимание и определенную поддержку на Западе. При этом чем дальше уходит в прошлое уже ставшая частью истории Пятидневная война, тем более взвешенными и объективными становятся комментарии на Западе. Единый антироссийский фронт не сложился и здесь, за исключением разве что неизменных в своем неприятии «восточного соседа» Польши, стран Балтии и примкнувшей к ним Украины при поддержке США.

Общий же итог можно выразить в трех словах: мир стремительно меняется.  Утверждение России в качестве одного из немногих доминирующих игроков на мировой арене, в сочетании с нарастающим мировым экономическим кризисом и явным пересмотром многих из «либеральных ценностей», доставшихся российской власти в наследство из 90-х годов, дает основание полагать, что мы имеем дело с серьезным изменением течения истории, которое повлечет за собой глобальные последствия. Мир вновь живет в эпоху перемен.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала