Максим Кранс, политический обозреватель РИА Новости.
Череда банкротств крупных авиаперевозчиков и туроператоров, случившихся за последний месяц, даёт основания экспертам говорить о симптомах серьёзного системного кризиса, назревающего в мировой гражданской авиации. Только за минувшие полгода прекратили своё существование или приостановили полёты около трех десятков весьма солидных игроков на этом рынке. Российский AiRUnion, британская XL Airways UK, итальянская Alitalia … Кто следующий?
Авторы последнего доклада Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), обнародованного в начале сентября, приходят к неутешительному выводу: до конца этого года авиаперевозчики в целом понесут убытки в размере $5,2 млрд., в два раза больше, чем предполагалось раньше. Причины этого, по их мнению, заключаются в «ядовитом сочетании высоких цен и падающего спроса». Зависимость проста: чем дороже авиакеросин, тем выше цены на билеты и, соответственно, меньше желающих путешествовать по воздуху.
Четыре года назад, когда стоимость топлива возросла примерно наполовину, рост пассажиропотока сократился на 1%. В этом году керосин подорожал на 70%, и уже зафиксировано падение того же грузопотока на 1,9% – рекордное за последние пять лет. А это десятки миллионов человек, отказавшихся от услуг авиакомпаний. Перевозчики невольно вспоминают «чёрный 2001 год», когда после терактов 11 сентября произошло тотальное снижение спроса на авиаперелёты и гражданская авиация во всём мире потеряла порядка $12 млрд.
Любопытно, что в отличие от остального мира российские авиалинии пока дефицита пассажиров не наблюдают. Цены на билеты, как и на туристические путёвки, месяц от месяца растут, но число желающих их приобрести, тем не менее, не сокращается. Эксперты, правда, считают, что есть некий критический верхний предел, который переходить нельзя, иначе люди начнут массово отказываться от поездок. Но, видимо, он ещё не достигнут: в прошлом году российскими авиакомпаниями было перевезено 45 млн человек, в нынешнем, как ожидается, прирост составит, как минимум, 20%, а то и больше. Но вот вопрос – справятся ли с этим потоком путешественников отечественные перевозчики?
Финансовое положение многих наших авиапредприятий и без того не блестящее, особенно мелких и средних, имеющих в своём распоряжении от одного до десятка самолётов. Но и некоторые крупные участники рынка также не застрахованы от банкротства, что убедительно показала история с альянсом AiRUnion. Между прочим, большие просроченные задолженности есть не только у него, по утверждению руководителя Росавиации Евгения Бачурина, в долговой яме оказался и другой российский перевозчик – низкобюджетная компания Sky Express, которой теперь угрожают лишением лицензии. Фактически неконтролируемый рост цен на топливо может поставить крест на судьбе не одной авиакомпании и, несомненно, окажет негативное влияние на рынок туристических услуг, который во многом завязан на систему воздушных сообщений.
Банкротство британской XL Leisure Group убедительно показывает, что в ближайшем будущем может ожидать и нас. На фоне стремительно растущих цен на авиакеросин, общего замедления экономического роста и финансового кризиса этот туристический холдинг, один из крупнейших в стране, не сумел найти финансирование для продолжения своей деятельности. Его долги в этом году перевалили за 250 млн евро. И в результате 12 сентября ни один из самолётов принадлежащей ему компании XL Airways UK не поднялся в воздух, почти 90 тыс. туристов застряли на зарубежных курортах и ещё 200 тыс. так и не смогли отправиться на отдых по купленным ранее путёвкам.
Подобная участь может постигнуть и авиакомпанию Alitalia. Её задолженность сегодня составляет около 1,2 млрд евро, и она ежедневно теряет почти 2 миллиона. Правительственный план её финансово-экономического оздоровления, предусматривавший, в частности, массовые увольнения персонала, оказался под угрозой срыва из-за жесткой оппозиции профсоюзов. Переговоры забуксовали, а тем временем поставщики топлива пригрозили, что с этой недели прекратят заправлять самолёты Alitalia в кредит. Временный управляющий компании Аугусто Фантоцци даже обратился к Папе Римскому Бенедикту XVI, который летает исключительно её самолетами, с просьбой замолвить слово перед Всевышним.
Но помогла всё-таки не молитва понтифика, а личное вмешательство премьер-министра Сильвио Берлускони. Заключённый по его настоянию компромисс с профсоюзами отсрочил банкротство крупнейшего национального авиаперевозчика, но надолго ли? В одиночку Alitalia всё равно не выстоять – ей нужен надёжный партнёр, на которого она могла бы опереться. Планировалось, например, объединить её со второй по значению итальянской компанией Air One, заигрывали и с иностранными «кавалерами» - германской Lufthansa и объединённым франко-голландским альянсом Air France-KLM, а также с нашим «Аэрофлотом», но сватовство так и не состоялось.
В общем, каждая несчастливая авиасемья несчастлива по-своему, хотя причины их невзгод одни и те же. И перемен к лучшему в обозримом будущем едва ли стоит ожидать. Наоборот, судя по прогнозам, стоимость авиационного керосина продолжит свой рост, и не стоит обольщаться недавним снижением цен на топливо – скорее всего, это не более чем политический маневр российских нефтедобывающих компаний, призванный успокоить власти. Да и аэропорты, которые в последнее время взвинтили стоимость наземных и навигационных услуг, тоже явно не намерены укоротить свои аппетиты.
Так что, очевидно, авиабилеты будут дорожать и дальше, как и турпутёвки, которые по сравнению с предыдущим годом уже прибавили от 30 до 50%. Ну а всем нам придётся крепко подумать над тем, где провести свой следующий отпуск.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции