Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.
История Великой Отечественной войны содержит немало страниц, представляющих интерес и сегодня, 60 с лишним лет спустя ее окончания. К таким событиям, значение и смысл которых до сих пор вызывает ожесточенные споры с полярными оценками, относится и блокада Ленинграда. Продолжавшаяся 871 день, она началась в сентябре 1941 года, когда на подступы к городу вышли соединения германской группы армий «Север».
Первым днем блокады считается 8 сентября 1941 года, когда немецкие войска заняли Шлиссельбург, отрезав город с суши. Еще раньше – 4 сентября немецкая тяжелая артиллерия начала обстрел Ленинграда. 9-17 сентября командование ГА «Север» предприняло штурм города, в результате которого немецкие войска подошли к Ленинграду на 10 километров.
В этот период советское руководство не было уверено в том, что Ленинград удастся отстоять, несмотря на то, что город готовился к возможной осаде с самого начала войны. Эвакуация жителей и промышленности была начата уже в конце июня 1941 года, 23 июня – на второй день войны командующий Ленинградским военным округом генерал Попов отдал приказ о строительстве Лужского оборонительного рубежа.
Однако, неудачи на фронте приведшие сначала к быстрой оккупации немцами Прибалтики, а затем, в конце августа 1941 года и к прорыву Лужского рубежа, привели к тому, что над Ленинградом нависла реальная угроза захвата. К этому моменту Ленинградским фронтом, сформированным на базе округа, командовал маршал Советского Союза Ворошилов. Под его руководством, во взаимодействии с командованием Балтийского флота, к тому времени отошедшего из Таллинна в Кронштадт и Ленинград, и гражданскими властями была в основном создана система обороны города, опирающаяся на сеть полевых и долговременных укреплений в сочетании с массированной артиллерийской поддержкой которую оказывала корабельная и береговая артиллерия ВМФ - в общей сложности более 400 орудий калибром до 406 миллиметров.
Однако, Ставка не была до конца уверена в способности Ворошилова отстоять второй по величине и значению город СССР, и в результате 11 сентября 1941 года командующим становится один из самых талантливых и вместе с тем жестких полководцев СССР – генерал армии Жуков.
Новый командующий приступил к исполнению обязанностей 14 сентября – немецкие войска вели ожесточенный штурм города, пытаясь занять Пулковские высоты, имевшие критическое значение для обороны города. Штурм был отбит, отдельные попытки продолжались до 23 сентября, но занять высоты и прорваться к городу немцы не смогли, перейдя в итоге к блокаде.
Тем не менее, отдельным разведывательным подразделениям противника удалось проникнуть вплотную к городу – в районе нынешнего Купчино (юго-запад Санкт-Петербурга) несколько немецких солдат захватили на конечной остановке трамвай, приказав вагоновожатому двигаться в центр города. Однако, вагоновожатый не выполнил приказ, сломав трамвай на ближайшем стрелочном переводе. Он погиб, но немецкая разведгруппа также была ликвидирована.
В начавшейся осаде города принимали участие не только немецкие войска. С севера Ленинград блокировали финны, вышедшие в ходе своего наступления на линии границы, существовавшую до «Зимней войны» 1939 года, а в составе немецких частей с юга находилась испанская добровольческая дивизия, получившая по цвету рубашек своих солдат прозвище «голубой», и менее крупные коллаборационистские контингенты из различных стран Европы.
Блокада города оказалась не менее тяжким испытанием, чем штурм. Мегаполис потреблял огромное количество продуктов – несмотря на эвакуацию значительной части заводов, рабочих и их семей, население города составляло около трех миллионов человек – в город прибыли люди, эвакуированные из Прибалтики и западных районов РСФСР. Бомбардировка знаменитых Бадаевских складов, вошедшая в историю как провозвестник голода в Ленинграде на самом деле не слишком повлияла на снабжение – город жил исключительно за счет привоза продуктов, и содержимого складов хватило бы при самой строгой экономии на три-четыре дня.
Снабжение города пришлось налаживать по воздуху и через Ладожское озеро. Прежде всего, грузы предназначались армии и флоту, державшим фронт, гражданские нужды удовлетворялись по остаточному принципу. В обратную сторону шел поток эвакуированных – командование пыталось уменьшить нагрузку, сократив число едоков. Тем не менее, голод стал главным бичом Ленинграда зимой 1941-42 годов. Паек рабочего составлял 250 граммов хлеба. Паек служащего, иждивенца, ребенка -125 граммов хлеба в сутки. Паек солдата первой линии – 500 граммов. Все остальные продукты практически перестали выдаваться – они шли только во фронтовые подразделения. Всего зимой 41-42 года от голода и вызванных им болезней умерли 780 тысяч ленинградцев.
Ситуация усугублялась сильными морозами (до -30 и ниже), коллапсом транспортной системы и практически всех коммунальных служб – энергоснабжения, отопления, водоснабжения. Истощенные люди были вынуждены самостоятельно добывать топливо, воду, и ходить на работу пешком, что увеличивало энергозатраты.
Снабжение города в зимний период осуществлялось по Дороге Жизни, проложенной по льду Ладожского озера. Помимо грузовиков с продуктами, топливом, боеприпасами и пополнением по дороге проходила и боевая техника – толстый лед позволил доставить в Ленинград через озеро танки Т-34.
Одновременно советские войска пытались прорвать блокаду города. Тем не менее, несмотря на ожесточенные попытки, сделать это не удавалось. Невский пятачок и Мясной Бор навсегда войдут в историю как места огромных потерь Красной Армии, понесенных в ходе попыток деблокировать Ленинград.
После того как летом 1942 года была окончательно похоронена надежда немцев взять Ленинград штурмом, гитлеровское командование отдало приказ об усилении артобстрела города. Под Ленинград были стянуты самые мощные германские артсистемы, принимавшие участие в сокрушении множества укрепленных районов. Советские войска вели ожесточенную контрбатарейную борьбу, в которой огромную роль сыграла тяжелая корабельная артиллерия. Десятки дальнобойных стволов калибром от 130 до 305 миллиметров по общему признанию стали главным козырем обороняющихся, не давая немцам свободно обстреливать город и рассеивая боевые порядки германских частей первой линии.
Следует отметить, что огонь по Ленинграду велся весьма избирательно – после отказа от штурма города немцы перешли от обстрела стратегических объектов (мостов, ж/д-узлов и т.п.) к обстрелу объектов имеющих историческое значение – дворцов и памятников, являвшихся визитной карточкой бывшей столицы Империи. Не менее варварски гитлеровские войска обошлись и с захваченными культурными объектами – дворцы в пригородном поясе Ленинграда после того, как немцев выбили из окрестностей города, были обнаружены разграбленными и полуразрушенными.
Прорыв блокады состоялся лишь в январе 1943 года, когда советским войскам удалось оттеснить немцев от Ладожского озера. Окончательно же блокада была снята лишь зимой 1944 года.
В настоящее время часто можно услышать мнение, что оборона Ленинграда, стоившая Советскому Союзу огромных потерь, была неоправданной и город следовало сдать немцам с целью сохранения жизни людей. Однако эти мнения явно не учитывают планов гитлеровского командования, которые не предусматривали никакого снабжения города. Нацисты, чтобы избежать возможного сопротивления, планировали выморить население Ленинграда голодом, затем занять опустевший город, и разрушить его. Нева должна была стать границей между Германией и Финляндией.
В результате, если допустить, что город был бы сдан немцам, то потери войск и населения при этом лишь возросли бы. А Германия, высвободив свыше ста тысяч солдат, сотни самолетов, тысячи единиц боевой техники и вооружения включая тяжелую артиллерию, могла бы свободно использовать их, например, для захвата Москвы.
К счастью, история освободила нас от таких допущений. Ленинград не был сдан. А его оборона вошла в историю как величайший пример героизма и самопожертвования.