МОСКВА, 4 сен - РИА Новости. Новая объединенная авиакомпания, создаваемая госкорпорацией "Ростехнологии", правительством Москвы и администрацией Красноярского края, сможет составить реальную конкуренцию крупнейшим российским игрокам на рынке авиаперевозок не ранее чем через два года, причем для этого ей придется решить целый ряд проблем с интеграцией активов и повышением эффективности, считают опрошенные РИА Новости эксперты отрасли.
"Ростехнологии", правительство Москвы и администрация Красноярского края в четверг объявили о создании новой авиакомпании на базе активов альянса AiRUnion, находящегося на грани банкротства, а также авиакомпаний "Атлант-Союз", ГТК "Россия", "Кавминводыавиа", "Оренбургские авиалинии", "Саратовские авиалинии" и "Владивосток-авиа". В 2007 году объединяемые компании перевезли суммарно порядка 10 миллионов пассажиров, что превышает показатели лидера отрасли "Аэрофлота", услугами которого в прошлом году воспользовались около 8 миллионов пассажиров.
"Это событие не является большим сюрпризом, потому что мы давно ожидали консолидации индустрии в авиационных перевозках", - заявил РИА Новости аналитик "Тройки Диалог" Кирилл Казанли.
По его мнению, через два-три года компания может стать полноценным соперником "Аэрофлота".
"Однако необходимо провести много работы, поскольку авиапарк достаточно старый, самолеты нужно менять на более эффективную технику, в связи с этим предстоят большие инвестиции", - сказал аналитик.
Эксперт агентства "Инфомост" Борис Рыбак считает, что в случае успеха этого проекта через два-три года в России появится еще одна большая компания, "которая теоретически может конкурировать с кем угодно".
Вместе с тем он отметил, что для того чтобы эта компания смогла составить конкуренцию в международных перевозках, необходим длительный процесс по принципиальному изменению системы межправительственных соглашений.
"Аэрофлот" имеет подавляющую сеть международных маршрутов, которая управляется двусторонними межправительственными соглашениями. Для того чтобы кто-то составил конкуренцию "Аэрофлоту", необходимы принципиальные изменения системы таких соглашений. Сделать это в одночасье невозможно", - пояснил эксперт.
По его словам, говорить об эффективности новой компании можно будет не ранее чем через два-три года.
Более осторожен в своих оценках эксперт агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев.
"Если не будут предприниматься методы нерыночного воздействия, если этот единый перевозчик не будет получать каких-то преференций перед существующими игроками, то вероятность, что он сумеет занять доминирующее положение, расценивается сейчас как относительно невысокая", - сказал он РИА Новости.
"По крайней мере на ближайшие три-четыре года трудно поверить, что кто-то мог бы быть в состоянии действительно интегрировать столь разношерстные, разнонаправленные компании, тем более что все они имеют разную организационно-правовую форму, у всех у них разные акционеры, авиафлот", - добавил эксперт.
По его мнению, на создание реального конкурента существующим игрокам на рынке авиаперевозок "могут потребоваться сотни миллионов долларов и долгие годы".
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
Авиакомпании альянса AiRUnion с середины августа из-за проблем с оплатой авиатоплива и наземных услуг в массовом порядке задерживают рейсы в разных городах РФ, что вызвало широкий общественный резонанс.
Премьер-министр РФ Владимир Путин поручил выделить альянсу 24 тысячи тонн авиатоплива из госрезерва, однако несмотря на это сообщения о задержках рейсов AiRUnion, пусть и в меньшем количестве, продолжили поступать. В четверг, 4 сентября, министр транспорта Игорь Левитин пообещал главе правительства, что в течение недели ситуация с перевозками полностью стабилизируется.
Суммарная задолженность альянса, объединяющего российские авиакомпании "КрасЭйр", "Домодедовские авиалинии", "Самара", "Омскавиа" и "Сибавиатранс", перед поставщиками превышает 1 миллиард долларов.
Однако планам по созданию в России нового авиахолдинга на базе государственных и частных активов уже более года, и появились они еще до возникновения у AiRUnion столь существенных финансовых проблем. О том, что правительство РФ планирует создать объединенного авиаперевозчика, который будет способен конкурировать с "Аэрофлотом", впервые было заявлено еще в апреле 2007 года.
Впрочем, изначально предполагалось, что контрольный пакет в новой компании будет находиться в частных руках. В соответствии с распространенным в четверг заявлением, контроль в создаваемом авиаперевозчике будет закреплен за "Ростехнологиями", на баланс которых передаются государственные пакеты акций ряда объединяемых авиакомпаний.
В частности, речь идет о 51% "КрасЭйра", 50,04% "Домодедовских авиалиний" и 46,5% "Самары".