Фахриддин Низамов, член Экспертного совета РИА Новости.
До приезда премьера Владимира Путина в Ташкент бытовало мнение, что внешнеполитические приоритеты России по отношению к Узбекистану претерпели некоторые изменения, и новый президент Дмитрий Медведев в качестве стратегического партнера в центрально-азиатском регионе избрал другие страны. Для такого вывода были если не веские, то хотя бы «уважительные причины», так как объем двустороннего товарооборота за первое полугодие составил всего 1,6 миллиарда долларов и при таком темпе вряд ли удастся побить прошлогодний рекорд в 4 миллиарда. Но визит Путина расставил все точки над i.
Сам факт подписания Плана мероприятий по реализации программы экономического сотрудничества до 2012 года стал своего рода барометром стабильности долгосрочного взаимодействия. Более того, согласие российской стороны определять цену закупаемого в Узбекистане газа по «европейской формуле» явно придаст динамику развитию отношений в топливно-энергетической сфере. Она, кстати, является одной из важнейших составляющих узбекско-российского экономического сотрудничества, так как российский бизнес вкладывает миллиардные инвестиции именно в эту сферу. Значительной являются и договоренность о строительстве новой газопроводной ветки через территорию Узбекистана.
Ряд СМИ поспешил назвать эту договоренность «пакетной сделкой». Мол, чтобы получить согласие узбекских властей на строительство этой ветки, российской стороне пришлось поднять цену за узбекский газ с начала 2009 г. на общеевропейский уровень, то есть до 300 долларов за 1000 м3. На самом деле этот вопрос на корпоративном уровне обсуждался довольно долго, главные газодобывающие страны СНГ - Узбекистан, Россия, Казахстан и Туркменистан - пришли к такому согласию по ценообразованию еще в начале нынешнего года. И решение в отношении узбекского газа не является односторонней уступкой с российской стороны, так как «Газпром» закупает газ у центрально-азиатских стран по 160 долларов, а продает его европейским потребителям в два-три раза дороже.
Что касается подписанного в Ташкенте плана, то к ряду таких традиционных направлений сотрудничества, как энергетика, промышленное производство, агропромышленный комплекс, транспорт, военно-технические связи добавились и высокотехнологичные направления. В подписанной межправительственной космической программе исследований Земли планируется создать на территории Узбекистана инфраструктуру, которая будет обеспечивать прием, обработку и практическое использование космических систем навигации, космического мониторинга наземной обстановки, картографии и связи. Намечается поддержание и развитие объектов космической инфраструктуры. Если раньше Узбекистан поставлял на российский рынок только энергоресурсы и сельхозпродукцию, то в последние годы картина изменилась коренным образом. Сегодня в перечне экспортируемых узбекских товаров можно увидеть также легковые автомобили, изделия текстильной промышленности, трансформаторные подстанции и т.д. Вместе с тем, как отметил узбекский премьер Шавкат Мирзияев, стороны еще имеют большой потенциал. А по словам В.Путина, нужно «диверсифицировать российско-узбекские экономические связи».
И хотя в повестке визита Путина значились вопросы исключительно экономического характера, в Ташкенте все ожидали от него чего-то большего на фоне последних событий на Кавказе. К слову сказать, Узбекистан направил в Южную Осетию гуманитарную помощь на сумму 250 тысяч долларов.
Военный конфликт на Кавказе продемонстрировал многим, что система безопасности не только отдельно взятых территорий, но и целых регионов не столь прочна. Попытки передела сферы влияния ведущими геополитическими игроками чреваты непредсказуемыми последствиями и, самое главное, неоправданными человеческими потерями.
Те надежды, которые возлагались на СНГ как на механизм по недопущению развития событий по югославскому сценарию, дали трещину. Теперь вряд ли удастся сохранить Содружество в формате, сеществовавшем до начала пятидневной войны. Вполне вероятно, что СНГ будет переформатировано с учетом новых реалий на постсоветском пространстве из политического клуба по обмену мнениями в более жизнестойкую организацию. В такой ситуации безусловно возрастет роль других региональных структур - ШОС и ОДКБ в обеспечении безопасности стран–участниц. Это, в первую очередь, касается Центрально-азиатского региона и Узбекистана в частности.
Хотя известный американский политолог Фредерик Старр видит немало перемен к лучшему в Афганистане, там положение все еще далеко от стабильности, страна по-прежнему остается главным источником наркотраффика, терроризма и трансграничной преступности в регионе. Не случайно основные тезисы выступления президента Каримова на саммите ШОС в отношении ситуации в Афганистане нашли свое отражение в Душанбинской декларации стран–членов Шанхайской организации сотрудничества. До тех пор, пока силы антитеррористической коалиции, возглавляемые НАТО, не пойдут на встречу со структурами ШОС и ОДКБ по вопросам обеспечения безопасности и стабильности, не следует ожидать позитивных перемен в Центральной Азии.
Наряду с безопасностью и стабильностью вопросы экономического развития стран этого региона во многом связаны с геополитикой ведущих держав, которую они проводят здесь. По этой причине так называемая многовекторность внешнего взаимодействия центрально-азиатских республик является прагматическим способом выживания. Но не следует слишком обольщаться по этому поводу. Вынужденная «всеядность» может сослужить плохую службу в вопросах обеспечения национальной безопасности.
Что касается российской геополитики в этом регионе, то последние шаги России демонстрируют, что главной ее составляющей становится не военная сила, а выгодные инвестиции и экономические проекты. Одна из причин доверия и поступательного развития узбекско-российских отношений последних лет кроется именно в этом.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции