Виталий Портников, обозреватель радиостанции "Свобода", специально для РИА Новости.
Развал правящего большинства в украинском парламенте был предопределен еще тогда, когда принималось решение о создании коалиции Блока Юлии Тимошенко и "Нашей Украины-Народной самообороны". Собственно, в возможных проблемах отдавал себе отчет и президент Виктор Ющенко, явно не предвидевший феноменального результата своей главной конкурентки на внеочередных парламентских выборах.
Президент мог рассчитывать, что по итогам внеочередных выборов будет сформирована коалиция НСНУ и Партии Регионов – хотя бы уже потому, что никакого другого большинства не получится и можно будет объяснять столь странное объединение интересами стабильности в стране. Успех Тимошенко перепутал все карты. Ющенко, когда столкнулся с этим успехом, попытался предложить формирование некоего варианта правительства национального единства, имея в виду интеграцию во власть Партии Регионов. Но Тимошенко такая коалиция явно была неинтересна, а сам Ющенко не мог решиться еще и из-за элементарной нехватки поддержки такой инициативы в собственной фракции: Народная самооборона «присягнула» Тимошенко чуть ли не сразу после выборов.
Поэтому никакой другой альтернативы, кроме формирования коалиции БЮТ и НСНУ, у победителей выборов не оставалось. При этом главной целью Тимошенко становилось политическое уничтожение возможного конкурента на президентских выборах. И эта же задача – уничтожение конкурентки – оказывалась главной целью Ющенко. Представить себе эффективно действующую власть при таком раскладе было бы крайне странно. Поэтому все месяцы премьерства Тимошенко прошли, как и следовало ожидать, в обстановке откровенной конфронтации. Собственно, такая конфронтация могла бы продолжаться и в начале нового политического сезона. Но чуть ли не впервые в украинской политической истории в дело вмешался личный фактор.
Российско-грузинский конфликт заставил украинских политиков определяться. Ющенко отбросил примирительную риторику и органично вписался в критикующий Москву клуб восточноевропейских президентов. Янукович призвал к признанию Южной Осетии и Абхазии. Тимошенко пока что пытается сохранять нейтралитет, солидаризируясь с Евросоюзом и заявляя о недопустимости новых конфликтов на постсоветском пространстве. Но главное – диаметрально противоположные позиции, занятые Ющенко и Януковичем, исключили возможность союза между президентом и Партией Регионов и облегчили взаимопонимание между регионалами и БЮТ. А президентская сторона, понимая это, решилась на такие крайние меры, как обвинения Тимошенко в измене родине и проверку фактов этой измены в подконтрольной главе государства Службе безопасности Украины.
Дальнейшее – дело техники. В своем стремленииизбавиться от Ющенко Тимошенко и Янукович едины. И они мало, чем рискуют. Даже если коалиция будет окончательно похоронена, никакой особой опасности в неформировании нового большинства и досрочных парламентских выборов для Тимошенко и Януковича нет. Новые выборы могут только упрочить позиции БЮТ и Партии Регионов благодаря уходу из парламента «Нашей Украины». И стать стартом президентской предвыборной кампании, которая и определит, кому достанется Украина.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции