Ильгар Велизаде, политолог (Азербайджан) – специально для РИА Новости.
Как сообщалось, вице-президент США Дик Чейни вылетает во вторник в недельную поездку, в ходе которой он посетит Азербайджан, Грузию и Украину, а также Италию.
Для кое-кого из светлых голов эта поездка стала еще одним поводом вспомнить про идею фикс американской внешней политики последних лет – идею «Большого Ближнего Востока».
Большой Ближний Восток является, пожалуй, одним из самых замечательных изобретений американской внешней политики последнего десятилетия. Замышлявшийся как план демократической модернизации стран Востока, он предусматривал расширение политико-географического понятия «Ближний Восток» от стран Магриба до Пакистана и от восточных окраин Европы до территории Судана. Впервые идея была публично озвучена в начале 2000 годов администрацией уходящего теперь уже президента США Джорджа Буша.
С тех пор она всплывает в политической повестке дня от случая к случаю, напоминая всем о заметно расширившейся зоне жизненно важных интересов Соединенных Штатов.
Вот и теперь в связи с обострением ситуации на Кавказе этот проект приобрел особую актуальность. Дело в том, что Южный Кавказ является составной частью «Большого Ближнего Востока» и, похоже, наиболее значимой в свете последних событий.
Не случайно впервые в истории в программе турне вице-президента США Дика Чейни значится именно этот регион, а точнее две его страны Грузия и Азербайджан. Надо сказать, что после посещения Баку и Тбилиси высшее должностное лицо американской администрации совершит остановки в Киеве и Риме. Исходя из этого, не трудно догадаться, что его разговор с лидерами в первую очередь постсоветских государств пойдет не о погоде.
Уже за две недели до визита в Киев влиятельный американский еженедельник U.S. News & World Report на одной из первых страниц поместил материал под названием «Будет ли украинский Крым следующей целью России?» Материал был приурочен к визиту Чейни в Киев. В ней автор на основании однозначной поддержки официальным Киевом позиции Тбилиси в отношении югоосетинского (российско-грузинского) конфликта приводит выкладки, подводящие американское общественное мнение к выводу о том, что именно Крым станет следующим пунктом агрессивных устремлений России на постсоветском пространстве. Правда, неоднократные опровержения этого предположения со стороны ведущих российских политиков по идее должны были бы снизить накал страстей вокруг этой темы, но этого не происходит. Гипотеза «следующего удара» все еще остается политически привлекательной.
На Азербайджан Россия нападать не собирается. Это признают даже самые отчаянные аналитические умы на Западе. Но это не помешало Моби Дику американской политики, как еще принято называть Чейни, начать свое турне именно с Баку. Скорее всего, в пользу этого сыграло то, что Штаты всегда рассматривали Азербайджан в качестве своего естественного союзника в регионе. В связке с Грузией он играет роль моста, трамплина и буфера одновременно. Без него кавказскую партию разыграть не удастся. Вопрос в том, к чему будет склонять Ильхама Алиева уходящий американский политик.
Догадок много. Местные аналитики предполагают, что Чейни вновь предложит рассмотреть тему обеспечения региональной безопасности, причем будет делать это через призму последних событий. Возможна актуализация вопроса присутствия американских баз в регионе, вполне допустимо, что будет рассмотрена тема взаимодействия с НАТО в каком-то новом формате, предусматривающем еще более тесное взаимодействие с альянсом. Но среди множества тем наиболее перспективными для обсуждений могут оказаться тема транспортно-энергетической политики, тема урегулирования карабахского конфликта и тема предстоящих в Азербайджане осенью этого года президентских выборов. Последняя, к слову, полностью подпадает под канву региональной стратегии США, предусматривающей, в том числе, и политическую модернизацию стран «Большого Ближнего Востока».
При этом самой выигрышной остается тема перспектив функционирования транспортно-энергетического коридора Центральная Азия - Европа. На фоне разговоров о сворачивании газового сотрудничества Европы и России обсуждение планов о форсировании газопровода Набукко принимают новый оборот. Чейни, как и ряд других американских политиков, активно лоббируют проект Набукко, причем ту его часть, которая должна проходить по территории Азербайджана и Грузии. Поэтому ожидается, что этот визит заметно активизирует практические усилия заинтересованных сторон в этом направлении.
Не следует забывать и о том, что нынешний вице-президент США до 2000 года возглавлял американскую нефтяную компанию Халлибертон, которая довольно давно и активно работает на азербайджанском рынке. Не исключено, что после своей отставки Чейни вернется в эту компанию. В этом контексте его визит может рассматриваться и как определенный задел на будущее уже в личном плане.
Что касается демократии в регионе, то здесь все гораздо сложнее. Как известно, самыми преуспевающими учениками американцев являются Грузия и Украина. Чего не скажешь об Азербайджане. Если в Киеве и Тбилиси речь может идти о сдачи квалификационных экзаменов для перехода на новую ступень обучения, то для Баку все еще актуальными остаются разговоры о преимуществах обучения американской модели демократии. Однако, на фоне абсолютного отставания Еревана позиции Баку выглядят куда более обнадеживающими. Безальтернативность Ильхама Алиева отчетливо видна даже с высот Капитолийского холма.
Очевидно, что при любом раскладе резких качков от Баку ожидать не придется. Несмотря на твердую позицию в отношении территориальной целостности Грузии, Азербайджан не будет идти на обострения отношений с Россией.
Возможно, поэтому еще одной важной темой визита второго лица американской администрации станет будущее ГУАМ. Некогда близкие позиции участников этого политического объединения сегодня уже не кажутся таковыми. Образно выражаясь, ныне эта организация проходит настоящий тест на эффективность. Последние события на Кавказе, если и не внесли раскол в ее ряды, то продемонстрировали очевидную разность в оценках происходящего. Если Украина практически безоговорочно поддержала Грузию, Азербайджан попытался максимально дистанцироваться от происходящего, а Молдова в Сочи вообще намекнула на готовность отойти от общей линии поведения, если увидит альтернативную возможность решения проблемы своей территориальной целостности.
Не почувствовать этого политические спонсоры проекта за океаном попросту не могли. Хотя не ясно, почему в таком случае в качестве последнего пункта своего турне Дик Чейни избрал не Кишинев, что было бы логичнее, а находящуюся на значительном расстоянии итальянскую столицу?
Говорят, подвернулся подходящий случай. Визит вице-президента США в Италию будет включать участие в работе ежегодного международного экономического форума Ambrosetti Forum на озере Комо на севере Италии, лишь после этого он отправится в Вечный город. Вот уж поистине, все дороги ведут в Рим…
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции