Истерика на войне есть вещь неизбежная: так здоровый организм выплескивает свои негативные эмоции на нездоровую обстановку. Известна истерия и предвоенная, когда в припадке тупой эйфории, не задумываясь о последствиях, человек вбрасывает себе в кровь дополнительный адреналин. Однако я не о них, а о той истерии, что появилась уже по итогам войны в Южной Осетии. Причем, речь не о чужих (об этом не говорил только ленивый), а о своих, отечественных комментаторах.
Пояснять что-либо американцам уже поздно. Да и «профи», что знали толк в информационной работе «на туда», ельцинская гвардия полностью разогнала, самоуверенно предполагая, будто сама она выросла из какой-то другой шинели. А современных специалистов в этой области у нас еще нет. В лучшем случае, забытым ремеслом сейчас пытаются заниматься те, кто кое-что слышал о пиаре. Между тем, тапир только похож на слона. Короче, спасибо Мариинке и Гергиеву, может быть, благодаря их концерту, мир узнает хоть каплю правды.
Кстати, американцы после распада СССР только совершенствовали пропагандистскую машину, вкладывая в нее огромные средства. Так и вышло (как видим, вполне закономерно), что для западного мира агрессор сегодня – Россия. А раз бомбить Цхинвал, как оказалось, начали мы, а не грузины, в Белом Доме действуют в полном соответствии с завещанием Франклина Рузвельта: «Война заразна, поэтому изолируйте агрессора».
Так что, остается разбираться с нашими внутренними паникерами. Приведу примерный список «катастрофических» для нашей страны несчастий, предсказанных разнообразными комментаторами в различных СМИ. Список, само собой, неполный, просто эти страшилки встречал чаще всего. «Что будет говорить княгиня Марья Алексевна»( в смысле Запад). Из каких политических тусовок Вашингтон нас выпрет. Никто с нами не станет теперь разговаривать – вон, поглядите, Кикабидзе уже не разговаривает! Насколько ожесточится наша власть после того, как попадет из объятий Кондолизы Райс в объятия Ахмадинежада. И, вообще, в какие тартарары обрушится Россия, отступив от курса на Запад. Самый последний по счету «ужас» – это перспектива того, что Россия признает независимость Южной Осетии и Абхазии.
При этом все эти «плакальщики» позиционируют себя не только либералами и демократами, но и людьми глубоко порядочными. Последнее, правда, сомнительно, поскольку, если в их предостережениях и проскальзывает иногда здравый смысл, то вот нравственностью и не пахнет. Пахнет цинизмом. Впрочем, и с демократией, как увидим, также далеко не все в порядке.
«Мюнхенский сговор», пакт Молотова-Риббентропа и другие схожие шаги также всегда оправдывались политической целесообразностью и выгодой, однако, не случайно остались в истории как явления, возможно, и хитроумные, но безнравственные и позорные. Нынешнее западное умиротворение агрессора Саакашвили по мюнхенскому типу и российское принуждение Саакашвили к миру принципиально разные вещи. Как может человек порядочный, посмотрев на то, что творилось в Цхинвале, зная всю предысторию южноосетинского и абхазского конфликтов, помня фашиствующего интеллигента Гамсахурдию, хитрого лиса Шеварднадзе и не самое крепкое психическое здоровье г-на Саакашвили, отказывать абхазам и южноосетинам в праве на независимость?
Наконец, уже давно пора прекратить трепаться про «территориальную целостность» Грузии, поскольку этот треп говорит лишь о том, насколько далеко отошел от демократии современный мир или (что не лучше) насколько нынешний российский демократ мало понимает в демократии.
Писал об этом не раз и задолго до войны, поэтому искренне обрадовался, когда в одном из своих выступлений президент России, юрист по образованию, произнес, наконец, заветные слова «воля народа». Это после второй мировой войны мир, озабоченный стабильностью (а она, кстати, вечной не бывает и обычно деградирует в застой, что прекрасно видно на примере недееспособной ООН), замел юридической метлой как можно дальше под ковер главный принцип, который содержится в конституции каждого государства, называемого демократическим. Почитайте учебник конституционного права, из которого вы узнаете, что выше Основного Закона есть еще такое понятие, как «воля народа». В одних конституциях это сказано прямо, в других завуалировано, но это положение есть везде.
Страшно сказать, но этот принцип предусматривает даже право народа на восстание против антинародного режима, о чем любая власть, предпочитает, разумеется, лишний раз не напоминать. И она же - эта «воля народа» - определяет, хочет народ жить под крылом таких руководителей, как Гамсахурдия-Шеварднадзе-Саакашвили, или не хочет.
У нас же, дискутируя вопрос о независимости Абхазии и Южной Осетии, почему-то перелистывают старинные трактаты или распоряжения о границах товарища Сталина. Все это любопытно, но не более. Важно лишь одно: если абхазы и осетины не хотят дальше жить с грузинами (а то, что они не хотят, очевидно любому вменяемому и непредвзятому человеку), значит, согласно нормам демократии, они имеют право на независимость. А Россия в свою очередь имеет право и обязанность эту независимость признать.
Теперь о разнообразных фобиях в связи с испорченными отношениями с западными соседями. То, что в этом ничего хорошего нет, согласен, однако, зная историю, несложно было догадаться, что в ближайшее время кризис неизбежен, причем, вне зависимости от Грузии. Вся история отношений России и Запада напоминает маятник. Маятник этот, конечно, не просто бездумно болтается сам по себе, а, как показывает опыт, обычно совпадает в своем движении с определенными стадиями состояния России, либо с какой-то смертельной угрозой для двух стран. Например, фашизм в Германии. Известно изречение Рейгана о том, что США и Россия крепче всего дружили бы, если бы на Землю высадились марсиане.
Обычно же, чем сильнее Россия, тем больше западные обыватели и политики боятся русского медведя. И, наоборот, чем слабее Россия, тем лояльнее к нам Запад. Да и бизнес, что немаловажно, со слабым партнером идет у американцев всегда как-то веселее. Они партнеру «огненную воду», а он им золото. Впрочем, было бы нелепо отвергать и другое: там же на Западе всегда присутствовали и противоположные настроения – стремление к равноправному партнерству с русскими, но эта тенденция, к сожалению, была, как правило, значительно слабее. Возможно, причина нынешней нестыковки отчасти и в том, что западный обыватель куда лучше вышколен обществом потребления, чем мы. Не знаю. Но, если это так, то и слава Богу, значит в нас осталось больше человеческого.
Кризис назревал давно. Острая дискуссия по ПРО, целенаправленное окружение России натовскими базами, подготовленные Вашингтоном оранжевые революции по периметру нашей границы, разногласия с Белым домом по Ираку, разногласия по Ирану, Косово, ДОВСЕ, более последовательная в последние годы защита Москвой своих экономических интересов, успешный поиск Россией партнеров на Востоке, энергетический прорыв отечественных компаний в Европу, упорное нежелание России существовать в однополярном мире и многое другое. Так что, Саакашвили лишь ускорил процесс кристаллизации кризиса.
Некоторые из угроз Запада серьезны, другие не очень, третьи просто смешны, но, главное, ни одна из них не угрожает жизнеспособности страны и не закрывает пути к ее развитию. То, что происходит сегодня и будет наверняка происходить завтра, нельзя назвать блокадой, ведь дверь на Восток открыта настежь, а тамошний рынок в XXI веке, пожалуй, привлекательнее европейского или американского.
Ну, не отменят, скажем, американцы пресловутую поправку Джексона-Вэника. Так они ее и так не спешили отменять. Ну, не пустят нас в ВТО. Так здесь есть свои плюсы, а не только минусы. Ну, исключат Россию из пустопорожней восьмерки. Значит г-н Медведев, если ему захочется поесть омаров, сходит лишний раз в ресторан. А если захочет поболтать с кем-то из мировых лидеров, то уверяю вас, каждый из них поднимет трубку. ПРО и так поставят, Грузию или Украину и так пустят в НАТО, если Западу очень захочется. Некоторые наивные люди тычут пальчиком в натовский устав. Ребята, о чем речь, если они плюют при необходимости на все международное право!
Наконец, это не железный занавес, единогласия в Европе нет, а потому, как только американский фельдфебель отойдет в туалет, европейцы (из старослужащих) тут же от команды «смирно» перейдут к команде «вольно». Поляки и прибалты, естественно, останутся несгибаемыми, как оловянный солдатик, но Россия это легко переживет. И постепенно восстановит отношения с главными европейскими партнерами. Пусть не в рамках ЕС, а напрямую. Так, как на самом деле было и раньше. И т.д.
Война вскрыла ряд недостатков в нашей армии. Ну, что же их надо исправить. Зато армия показала, что к ней возвращается самое главное - боевой дух и самоуважение. Разве это для России плохо? По-моему хорошо. Связка Путина - Медведева испытание кризисом прошла сплоченно и уверенно. Это для России плохо? По-моему, хорошо. Кто-нибудь считает, что если бы они во время войны разругались и стали отдавать противоположные приказы, стране бы от этого полегчало?
И, наконец, последний из страхов. Стоит ли в связи с прошедшими событиями пугаться милитаризации и ужесточения внутриполитического режима? Не стоит. Та бутафорская демократия, что мы имеем, выстоит: она и так не живая. Скорее, наоборот, не исключено, что, избавившись, наконец, от призрака оранжевой революции (и у власти есть свои фобии), она может слегка и очеловечиться.
Каждый маятник, достигнув критической точки, начинает движение в обратном направлении. Что же, подождем. Только спокойно. А вот бесконечно рассказывать «про черную-пречерную комнату», в которую нас запихнет Запад, не надо.
Если уж совсем невмоготу, лучше пожевать галстук.