Мария Аппакова, обозреватель "РИА Новости".
Август оказался проблемным не только для России. Уже второй за три года военный переворот в Мавритании приходится на этот летний месяц. Избранный в результате первых демократических выборов в истории Мавритании в марте 2007 года президент Сиди Мохамед ульд Шейх Абдаллахи удержался у власти чуть менее полутора лет. Означает ли это, что очередной опыт демократии в регионе Большого Ближнего Востока провалился? А ведь только год назад восхищенные европейцы и американцы ставили Мавританию в пример всем остальным развивающимся странам, в первую очередь арабским.
6 августа военные арестовали президента и премьер-министра Яхья Ахмеда аль-Вагхефа, после чего учредили временный госсовет, отменивший все последние указы президента ульд Шейх Абдаллахи.
В этом событии для Мавритании, которая пережила с начала 1960-х гг. пять переворотов и девять неудачных попыток сменить строй, не было бы ничего необычного, если бы не одно «но». Переворот 2005 года завершился демократическими выборами в парламент, а затем и президента. Военные, свергнувшие тогда режим президента Муавии Ульд Сида Ахмеда Таийи, находившегося у власти с 1984 года, объявили о проведении демократических реформ и в итоге сдержали обещание – полностью передали бразды правления гражданской власти, предварительно проведя референдум о внесении поправок в конституцию. Речь шла об ограничении пребывания президента у власти двумя сроками по пять лет вместо неограниченной возможности переизбираться каждые шесть лет.
После проведения первых не только в истории Мавритании, но и всех арабских стран президентских выборов в два тура к власти пришел Сиди Мохамед ульд Шейх Абдаллахи, подтвердивший курс на модернизацию, демократизацию и достижение национального консенсуса. Казалось бы, теперь все проблемы будут решаться цивилизованным путем. И оппозиция, и военные, добивавшиеся проведения демократических реформ должны быть довольны. Но нового переворота избежать не удалось.
Политический кризис в Мавритании начал активно развиваться еще несколько месяцев назад. За это время сменилось несколько правительств, последнее за две недели до переворота не получило поддержки парламента, так как не включало представителей оппозиции. И, наконец, за день до переворота 25 депутатов и 23 сенатора объявили о своем выходе из правящей партии «Национальный пакт развития и демократии». Президент, видимо, не без оснований, заподозрил, что за парламентским кризисом стоит генералитет. В связи с этим он издал указ об отставке командующих президентской гвардии и армией. Это спровоцировало армию на арест президента.
Переворот, как и в 2005 году, прошел бескровно и был поддержан значительной частью населения. Новое руководство страны пообещало провести президентские выборы в кратчайшие сроки и не отступать от демократического пути развития страны. По мнению заговорщиков и их сторонников, то, что произошло в Мавритании, это не переворот, а корректировка демократического пути развития страны, а президент просто не оправдал надежд мавританцев. С этим можно было бы согласиться, так же как и поверить в то, что в стране снова пройдут выборы по всем демократическим стандартам. Но вот где гарантия, что новый президент продержится дольше свергнутого? И как на это реагировать мировому сообществу? Каждый раз приветствовать новые выборы?
Переворот 2005 года в Мавритании был единогласно осужден и Африканским союзом, и арабскими странами, и Западом, и Россией. Потом все дружно приветствовали проведенные военными в реформы, и пришли в восторг от проведенных в Мавритании выборов. Так, глава миссии наблюдателей ЕС Ислер Бегин заявила, что мавританцы «могут с гордостью представлять их модель всему миру». От имени миссии ЕС она поздравила организаторов выборов, а также «мавританский народ, который смог воспользоваться шансом, для того, чтобы вступить в эру демократии».
Демократия оказалась своеобразной - от исторических традиций решения проблем отойти не просто. И, похоже, международному сообществу придется с этим смириться, и в случае избрания нового президента согласно всем демократическим принципам, снова повторить в адрес Мавритании слова восторга.
Хотя возможно, учитывая тот факт, что на этот раз в стране свергнут президент, избранный демократическим путем, к совершим переворот подойдут более жестко. Сделать это легко. Мавритания импортирует 70% потребляемого в стране продовольствия, и хотя в последнее время у нее были неплохие экономические показатели, в первую очередь из-за открытого несколько лет назад нефтяного месторождения, она продолжает зависеть от внешнего мира, в том числе и в связи многомиллионным долгом.
Но с другой стороны введение санкций может привести к Мавритании к гуманитарной катастрофе, а также спровоцировать противостояние между сторонниками многочисленных политических сил в стране. Мавритания еще окончательно не оправилась от последствий межэтнических столкновений, которые имели место в 1989-1991 гг., и новая гражданская война ей не к чему. Ни к чему она и международному сообществу, ибо существует опасность превращения Мавритании в очередной плацдарм для международного терроризма, тем более что на рубеже 2007-2008 гг. в стране было совершено несколько терактов, ответственность за которые возлагается на «Аль-Каиду».
Но вопрос в том хватит ли международному сообществу выдержки, чтобы своими действиями не усугубить и без того непростую ситуацию в Мавритании и признать ее право на своеобразный путь к демократии? Хотя дилемма, безусловно, сложная – или смириться с постоянными переворотами или же, отстаивая чистоту демократии, получить новый Ирак или Палестину.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции