Центральный "Военторг" на Воздвиженке стал лидером рейтинга десяти главных архитектурных потерь Москвы, составленного изданием "Коммерсант".
За последние 10 лет в Москве было снесено около 300 зданий исторической застройки, среди которых - почти 50 памятников архитектуры, охраняемых государством. Одновременно со строительством "новоделов" в столице происходит снос десятков исторических зданий центра Москвы, связанных с именами Пушкина, Островского, Сухово‑Кобылина, Баженова, Шехтеля, Казакова. "Реконструкция" исторических зданий приводит к утрате их подлинных частей, а то и фактической замене "новоделом".
Дом Пикарта на Софийской набережной, 6 считался одним из роскошных московских дворцов раннепетровского времени. Из окон анфилады второго этажа этого дома рисовал свою хрестоматийную панораму Кремля из Замоскворечья гостивший в Москве в 1707 году английский художник Петр Пикарт. Впоследствии здание обросло поздними пристройками, декор его фасадов и лепнина в интерьерах относились к XIX столетию. В конце 1990‑х годов здание было предложено к постановке на государственную охрану, то есть имело статус "выявленного", охраняемого законом, памятника. Однако территория, на которой располагалось здание, была отведена городскими властями для строительства гостинично‑развлекательного комплекса. В ходе расчистки площадей под новое строительство сначала были снесены несколько зданий XIX века, в том числе и поздние пристройки к палатам Пикарта. После этого, по официальной версии, в ночь на 13 ноября 2000 года произошло самообрушение памятника архитектуры.
Памятник архитектуры "Ректорский дом" ( Моховая улица, 11, стр. 6). Старинный особняк, стоявший во дворе старого здания Московского университета на Моховой, был бесценным и редким в Москве образцом барокко середины XVIII столетия. Дом, утративший в результате перестроек барочный декор фасадов, некогда являлся главным зданием городской усадьбы князей Волконских. Он был построен в 1740‑е годы, впоследствии дом отошел к Московскому университету, был перестроен, в нем долгое время размещалась служебная квартира университетского ректора, отчего он и получил свое название. В XIX столетии в бывшем доме Волконских жили известные литераторы Николай Надеждин и Виссарион Белинский, здесь располагалась редакция журнала "Телескоп", где было опубликовано знаменитое первое из "Философических писем" Чаадаева. В 1990‑х годах здание находилось в аваийном состоянии. Несмотря на существование проекта реставрации уникального памятника архитектуры, "Ректорский дом" был снесен летом 2000 года, на месте его к 2004 году выстроен "новодел" со стеклянной надстройкой.
Палаты в Мещанской слободе (Проспект Мира, 3). Трехэтажные палаты XVII-XVIII веков, заслоненные от улицы поздним домом № 3 по проспекту Мира, стояли в глубине двора. В 1989 году палаты были официально признаны подлежащим государственной охране вновь выявленным памятником архитектуры. С палатами в Мещанской слободе связано было одно из трагических явлений в истории русского общественного движения ‑ так называемая "нечаевщина", описанная впоследствии Федором Достоевским в "Бесах". В 1990‑е годы здание, меняя арендаторов и владельцев, неуклонно ветшало и частично обрушалось. В 1997 году началась не доведенная до конца реконструкция, в результате которой дом лишился кровли и перекрытий. В ноябре 2001 года ветхие палаты Мещанской слободы были разрушены с помощью строительной техники.
Дом Щапова (Бауманская улица, 58). Небольшой двухэтажный дом конца XIX века на Немецкой улице отмечался некоторыми специалистами как дебютная городская работа будущего корифея московского модерна Федора Шехтеля. В 1995 году дом был передан ООО "Подмосковье". В ходе "реконструкции" дом снесен в 1996 году, на его месте выстроено новое здание.
Дом Герцена (Сивцев Вражек, 25/9). Деревянный дом на углу Сивцева Вражка и Малого Власьевского переулка стоял на цокольном этаже, сохранявшемся от включенного дома, существовавшего уже в 1780‑е годы. Дом был в 1830 году куплен отцом Герцена у графини Ростопчиной, вдовы московского главнокомандующего 1812 года. Этот дом, который в семье Герцена называли "большим", и в жизни писателя, и в "Былом и думах" имел большее значение, чем соседний, "малый" дом (№ 27 по Сивцеву Вражку), где размещается Музей Герцена. Здесь в ночь на 21 июля 1834 года писатель был арестован, сюда вернулся из ссылки, отсюда навсегда уезжал за границу 19 января 1847 года. Этот дом был связан и с именами других деятелей отечественной культуры.
В 1990‑е годы дом был продан городскими властями югославской фирме "Техностройэкспорт". В начале октября 1998 года собственник, под видом реконструкции, снес дом Герцена. В настоящее время он заменен железобетонным "новоделом", в составе которого сохраняется подлинная сводчатая палата в цокольном этаже.
"Теплые ряды", Ильинка, 3. Ансамбль "Теплых рядов", один из самых крупных торговых комплексов дореволюционного Китай‑города, был выстроен во второй трети XIX века по проекту архитектора Александра Никитина. Занимавшие обширный квартал между Ильинкой, Ветошным проездом и Богоявленским переулком, корпуса "Теплых рядов", с протяженными аркадами и галереями, узкими проходами вдоль фасадов и системой внутренних дворов, формировали облик значительной части заповедной зоны "московского Сити".
В 1996 году был разработан проект устройства на месте рядов трехъярусного элитного гаража на 700 машино-мест. В 1997 году часть строений, в том числе главный корпус рядов, выходивший на Ильинку, была снесена. На месте корпуса был возведен новый дом.
Дом Тарасова (улица Сергия Радонежского, 1/2). Усадьба купца Сергея Тарасова в Рогожской слободе включала главный дом с палатами, флигель с палатами, дворовые службы - всего пять полностью сохранившихся строений XVIII-XIX веков. Усадьба включена в знаменитые "Альбомы партикулярных строений" Матвея Казакова, фиксирующие лучшие здания города того времени. Уличный и особенно дворовый фасады главного дома, перестроенного и надстроенного в XIX веке, сохраняли черты первоначальной архитектуры, запечатленной на чертеже Матвея Казакова.
Усадьба была передана АО "Монолит". В 1995 году все здания городской усадьбы Тарасова были снесены. На месте главного дома выстроен "новодел".
Флигель усадьбы Долговых и богадельня церкви Всех Скорбящих на Большой Ордынке (Большая Ордынка, 21 и 20). Усадьба Долговых, построенная в 1770‑х годах Баженовым для своего тестя‑купца, состояла из главного дома в глубине двора и симметричных флигелей по обе стороны от главного дома. Признанный памятник архитектуры московского классицизма понес значительные утраты в последние десятилетия. В 1982 году снесли жилой флигель, выходивший в Климентовский переулок. А в 1997 году был разобран левый, баженовский флигель, формировавший контур усадебного двора. В нем сохранялись элементы внутреннего убранства, полы из наборного паркета, изразцовые печи. Напротив, через улицу, в 1990‑е годы была фактически разобрана и выстроена заново богадельня храма Всех Скорбящих на Большой Ордынке, 20, включавшая палаты XVIII века. Церковный ансамбль был утвержден в статусе объекта исторического и культурного наследия федерального значения указом Президента России в феврале 1995 года, - палаты к этому времени были уже снесены (в 1994 году), на их месте возведен "новодел".
Палаты в Кадашевской слободе (1‑й Кадашевский переулок, 7, южный корпус). Городская усадьба середины XVIII столетия перед западным фасадом церкви Воскресения в Кадашах состояла из двух числившихся на государственной охране двухэтажных каменных корпусов. Северный дожил до наших дней, а южный, со сводчатым первым этажом, снесен в 1994-1995 годах. Утратив первоначальный декор фасадов, он сохранял первоначальный кубический объем с примыкающим южным крыльцом и планировку внутренних помещений. Верхний деревянный этаж дома в 1994 году сгорел, после чего началось "воссоздание", обернувшееся гибелью белокаменного нижнего этажа и заменой здания "новоделом".
Палаты на Большой Полянке (Большая Полянка, 23). Дом с мезонином на Большой Полянке в заповедном московском Замоскворечье скрывал под поздним фасадным декором XIX века как минимум барочные палаты XVIII столетия. Некоторые специалисты предполагали, что в основе здания сохраняются и части XVII века. О древности здания свидетельствовало сильное выступание его за красную линию улицы. Четное количество оконных осей и крупный угловой руст на первом этаже отмечались специалистами как признаки принадлежности здания к стилю барокко. После пожара 1812 года дом был надстроен мезонином и отделан в классическом стиле; впоследствии неоднократно перестраивался. Палаты на Большой Полянке снесены в 1996 году под предлогом "реконструкции" и заменены новым строением, фасад которого стилизован под XIX век.
Палаты в усадьбе князей Мещерских (Большая Никитская улица, 17)
Дом на Большой Никитской ‑ образец исторической застройки старинной Москвы. Выступавшее за красную линию улицы здание позволяло экспертам подозревать, что в основе своей оно могло иметь древнюю постройку XVI-XVII веков, - оно входило в комплекс старинной усадьбы Мещерских ‑ Щербатовых, главный дом которой, стоявший в глубине участка, представлял собою двухэтажные палаты XVII века в поздней ампирной обработке (он погиб в 1959 г.). Здание впоследствии расширялось, надстраивалось. Дом был снесен в 1996 году, на его месте построено новое здание.
Дом Кокошкина (Никитский бульвар, 6). Два нижних этажа дома на Никитском бульваре, известного также как "Соловьиный дом", относились к XVIII веку, в XIX-ХХ веках дом надстраивался. В XVIII столетии он принадлежал князю Якову Шаховскому, автору известных "Записок...". В начале XIX века владелец ‑ князь Сергей Голицын ‑ держал здесь литературный салон. В 1820‑е годы домом владел Федор Кокошкин, директор Императорских театров. Здесь были репетиционные комнаты Большого и Малого театров, разыгрывались спектакли с участием Щепкина и Мочалова. В доме находился также музыкальный салон звезды русской сцены Львовой‑Синецкой, который посещали Грибоедов, Пушкин, Гончаров и др. Здесь же жил композитор Александр Варламов, создавший в стенах дома 75 романсов (отсюда название "Соловьиный дом"). Михаил Чехов имел здесь в 1920‑е годы театральную студию.
Решением правительства Москвы дом был передан АО "Сокольники" под устройство гостиницы, несколько лет он стоял раскрытым и разрушался. Снесен в 1997 году, на месте дома автостоянка.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников