Андрей Серенко, политолог для РИА Новости (Украина).
Россия и Германия готовы совместно противостоять усилению американского влияния в Кавказском регионе и, вероятно, на постсоветском пространстве в целом. Как показали последние события, Москва и Берлин успешно планируют и осуществляют совместные дипломатические шаги на Южном Кавказе, которые являются альтернативой американской стратегии в регионе. По сути, можно вести речь о первом открытом проявлении «российско-немецкого заговора» против Вашингтона.
Берлин сделал свой выбор
Сразу несколько высоких германских представителей (в том числе и в статусе чиновников Евросоюза) продемонстрировали повышенное внимание Берлина к абхазо-грузинскому конфликту. Апогеем новой немецкой дипломатии на Кавказе стал так называемый План Штайнмайера, предложенный в качестве механизма урегулирования нарастающей напряженности в отношениях между Тбилиси и Сухуми.
Германский план урегулирования грузино-абхазского конфликта, озвученный министром иностранных дел ФРГ Франком Вальтером Штайнмайером, предусматривает три этапа. Первый этап - подписание между грузинской и абхазской сторонами соглашения о неприменении силы и начало процесса возвращения грузинских беженцев в Абхазию. Второй - восстановление непризнанной Абхазской республики на средства стран-доноров. И лишь на третьем этапе, в неопределенной временной перспективе, планируется решить вопрос о статусе Абхазии.
План Штайнмайера практически мгновенно получил позитивную оценку со стороны высшего российского руководства, которое сделало лишь несколько замечаний (прежде всего, в части невозможности немедленного возвращения грузинских беженцев в Абхазию, а также о необходимости начать вывод грузинских войск из верхней части Кадорского ущелья). Впрочем, все эти замечания носили косметический, вернее, «маскировочный» характер и призваны были лишь по возможности скрыть несомненную заинтересованность Кремля в реализации Плана Штайнмайера, а также - по нашим предположениям - участие российской дипломатии в разработке немецкого плана урегулирования абхазо-грузинского конфликта.
В эпоху президентства Владимира Путина сложились новые партнерские отношения между Москвой и Берлином. Благодаря альянсу президента РФ Владимира Путина и канцлера ФРГ Герхарда Шредера Германия и Россия сформировали достаточно уникальный формат взаимодействия, основанный на общей стратегической цели - стремлении ослабить американское влияние на европейском и постсоветском пространстве. Интерес двух стран был очевиден: если воздействие Вашингтона на Европу и бывшую территорию СССР будет снижено, то это почти автоматически приведет к усилению позиций Германии и России в этих регионах. Личная дружба главы Российского государства с тогдашним канцлером Шредером вскоре переросла в совместное зарабатывание денег (социал-демократ Шредер получил высокий пост в совместном российско-германском предприятии, реализующим проект северо-европейского газопровода «Нордстрим»).
После прихода к власти нового канцлера ФРГ, представителя ХДС Ангелы Меркель опасения некоторых российских экспертов и, соответственно, американские надежды на сворачивание союза Москвы и Берлина, были разрушены. Формат «большой коалиции» в немецком парламенте (СДПГ плюс ХДС) практически «подвесил» канцлера Меркель, сделав невозможными ее попытки дистанцироваться от тесных объятий Москвы.
Впрочем, похоже, попытки эти были не слишком настойчивыми. Назначение на пост министра иностранных дел ФРГ члена СДПГ Штайнмайера подтвердило сохранение курса на российско-немецкое партнерство, заложенного в эпоху Путина-Шредера. Как утверждают некоторые немецкие эксперты, в будущем Штайнмайер станет лидером Социал-демократической партии Германии, которая по-прежнему придерживается устойчивых «русофильских» позиций.
«Добрый полицейский» и «злой полицейский»
Главной причиной крепнущего российско-германского внешнеполитического взаимодействия, конечно же, является общая стратегическая цель - усиление позиций ФРГ в Европе и России - на постсоветском пространстве. А это предполагает постоянную, кропотливую и скоординированную работу сторон по ограничению американского влияния в этих частях мира.
В российско-германской кооперации Москва и Берлин успешно поделили между собой роли, соответственно, «злого» и «доброго» полицейского. Российские представители говорят Америке гадости (которые, по известным причинам, не могут сказать немцы), немецкие же политики оказывают Москве неафишируемое содействие в защите российских интересов на постсоветском пространстве.
С учетом этого, уже по-иному смотрится знаменитая Мюнхенская речь Владимира Путина, в которой он подверг почти «советской» критике внешнеполитический курс администрации США. Американские и многие европейские политики и эксперты немедленно назвали мюнхенское выступление Путина рецидивом «холодной войны». Однако в Германии речь российского президента была оценена гораздо более позитивно. Так, после мюнхенского выступления Путина ведущая кельнская газета, обычно дающая сбалансированные оценки читателей по тем или иным событиям, на этот раз отошла от своего редакционного принципа и опубликовала исключительно положительные мнения немцев.
В этой связи можно предположить, что мюнхенская речь Владимира Путина не была для германских политиков сюрпризом, и что в этом выступлении российский лидер предъявил Америке не только московский, но и берлинский ультиматум.
Проверка Бухарестом
Свидетельством эффективного взаимодействия РФ и ФРГ по отстаиванию стратегических целей друг друга, безусловно, стал саммит НАТО в апреле 2008 года в Бухаресте. Грузинские и украинские лидеры ожидали, что в румынской столице они получат от НАТО долгожданный План действий по членству в Североатлантическом альянсе (ПДЧ), однако этого не произошло. Срыв принятия двух бывших республик СССР в НАТО обеспечила позиция Германии.
Сценарий «обрушения надежд» Киева и Тбилиси в Бухаресте был разыгран как по нотам. Российские власти развернули масштабную кампанию по осуждению планов США и НАТО по предоставлению ПДЧ Грузии и Украины (все та же роль «злого полицейского»!). А канцлер ФРГ Ангела Меркель и глава МИД Штайнмайер в тиши дворца Чаушеску, где проходил саммит альянса, озвучили свою непреклонную позицию голосовать против ПДЧ для грузин и украинцев (конструктивный «добрый полицейский»). Общая цель Москвы и Берлина была достигнута - Грузии и Украине, вопреки давлению США, в форсированном приеме в НАТО было отказано.
План Штайнмайера - План Путина для Абхазии
Летом 2008 года российско-германский «картель» активизировался уже на грузино-абхазском направлении. Сценарий выдавливания Америки из региона Южного Кавказа и блокирования атлантической активности Грузии был опять-таки прописан по уже доказавшей свою эффективность схеме с «двумя полицейскими».
Россия в течение мая-июня вносила свою лепту в нагнетание напряженности в Кавказском регионе (финалом стали июльские военные учения российской армии «Кавказ-2008»), в чем Москве очень недальновидно подыгрывали и грузинские власти. «Злой полицейский» из Кремля нашел себе невольного помощника в лице Михаила Саакашвили, который также решил побряцать оружием. В результате создалась иллюзия «разморозки» абхазо-грузинского конфликта, и Тбилиси, напуганный «злыми полицейскими» из РФ, запросил помощи у американских союзников.
Визит госсекретаря США Кондолизы Райс в Тбилиси был неудачным - глава американского внешнеполитического ведомства не смогла предложить «разогретым» конфликтующим сторонам никакого плана мирного урегулирования, кроме традиционных заклинаний в поддержку Грузии. Другими словами, американские представители продемонстрировали отсутствие у них позитивной стратегии в отношении застарелых кавказских споров. После этого на кавказской сцене появился «добрый полицейский» - Франк Вальтер Штайнмайер озвучил свой план умиротворения грузино-абхазского конфликта.
Учитывая опыт тайной дипломатии России и Германии последних лет и их успешные совместные внешнеполитические проекты, трудно отделаться от мысли, что российское руководство, если и не принимало участия в разработке «плана Штайнмайера», то уж, во всяком случае, было заранее информировано о его содержании, согласовало свои позиции с Берлином в рамках этого плана и, опять-таки вместе с немецкой стороной определяло максимально выгодный момент обнародования германских миротворческих предложений. В этом смысле, можно считать «План Штайнмайера» еще и своеобразным «Планом Путина» для Абхазии.
То, что абхазская сторона с ходу отвергла публично план Штайнмайера, лишний раз свидетельствует о срежиссированности этого совместного российско-германского проекта. Логика кавказского политического процесса сегодня такова: то, что принимают грузины, не принимают абхазы, и, наоборот. Единственным способом заставить Тбилиси согласиться принять «план Штайнмайера-Путина» (и перехватить у американцев стратегическую инициативу в регионе) была организация отказа Абхазии от этого плана. И грузинский президент Михаил Саакашвили уже среагировал на этот аргумент, подтвердив важность миротворческих усилий Евросоюза и Германии...
***
Многоходовая комбинация, разыгрываемая сегодня на Южном Кавказе Россией и Германией, во многом является «пилотным проектом». Очевидно, что если он окажется успешным, то совместные российско-германские дипломатические технологии будут затем использованы и в других «проблемных» постсоветских регионах, например, на Украине, руководство которой сегодня также слишком торопится в НАТО, делает ставку на поддержку «большого американского брата», игнорируя тем самым не только российские, но и германские стратегические интересы в Восточной Европе.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции