Рейтинг@Mail.ru
Генри Форд не терпел толстяков у конвейера - РИА Новости, 03.08.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Генри Форд не терпел толстяков у конвейера

Читать ria.ru в
Дзен
Ровно 105 лет назад корпорация Ford Motor Company выпустила в продажу свой первый автомобиль. Жизнь основателя корпорации Генри Форда - это воплощение "американской мечты": он родился в бедной семье, разбогател и прославился.

Ровно 105 лет назад, спустя месяц после образования корпорации Ford Motor Company, она выпустила в продажу свой первый автомобиль.

Жизнь основателя корпорации Генри Форда - это воплощение "американской мечты": он родился в бедной семье, разбогател и прославился. Форд построил самое большое индустриальное производство начала XX века и заработал на нем миллиард долларов (это около 40 миллиардов в сегодняшних долларах). Он продал 15 с половиной миллионов автомобилей "Форд-Т", ввел в обиход конвейер. Форд стал платить рабочим в два раза больше, тем самым создав класс "синих воротничков".

Он родился 30 июля 1863 года в семье американского фермера недалеко от Дирборна в Мичигане. Семья была небогата, отец целыми днями работал в поле. Разумеется, он мечтал, что Генри - его первенец - будет ему во всем помогать и со временем продолжит семейное дело. Но Генри ненавидел сельский труд. "Уже в ранней юности я думал, что многое можно делать иначе - каким-нибудь другим способом", - писал он впоследствии.

Как-то двенадцатилетний Генри с родителями отправился в Детройт и впервые увидел экипаж с мотором - локомобиль. Телега без лошади произвела на мальчика сильное впечатление. Генри заговорил с машинистом, который очень гордился своим агрегатом, поэтому стал показывать, как снимается цепь с движущегося колеса и как надевается приводной ремень. С тех пор Форд мечтал сконструировать движущийся механизм самостоятельно.

Еще одним потрясением стали часы, подаренные отцом на 12-летие. Мальчик не утерпел и разобрал их, чтобы посмотреть, как работает механизм, а потом собрал заново. Он быстро научился ремонтировать часы и некоторое время этим подрабатывал, поступив учеником в механическую мастерскую. Но его все же тянуло к самодвижущимся экипажам. В 16 лет он научился управлять локомобилем и устроился в компанию "Вестингауз"  экспертом по сборке и починке локомобилей. Эти машины ездили со скоростью 12 миль в час и использовались в качестве тягловой силы. Вес локомобиля составлял несколько тонн. Машины были весьма дороги, так что только богатый фермер мог себе их позволить. Форд решил построить легкую паровую тележку, которая могла бы заменить коня при пахоте. Он мечтал "переложить трудную, суровую работу фермера с человеческих плеч на сталь и железо".

И все же люди проявляли больший интерес к машине, на которой они могли бы ездить по дорогам, чем к орудию полевой работы. Тогда Форд собрал тележку с паровым двигателем. Но сидеть на котле под высоким давлением было не очень-то безопасно. Он два года экспериментировал с различными системами котлов и убедился, что легкий безлошадный экипаж с паровым двигателем не построить...

Его отец решил сделать последнюю попытку вернуть сына на землю: предложил 40 акров земли с условием, что тот навсегда забудет о машинах. Генри согласился. Дело было в том, что он решил жениться. Но родители его возлюбленной, Клары Брайант, ни за что не отдали бы ее за человека без гроша за душой.

Генри прожил со своей женой всю жизнь. Клара всегда поддерживала мужа. Много лет спустя автомобильный король сказал: "Моя жена верила в мой успех еще крепче, чем я. Такой она была всегда". А когда его спросили, хотел бы он прожить жизнь еще раз, Форд ответил: "Только если можно снова жениться на Кларе".

Прожив некоторое время на ферме, Генри с Кларой переехали в Детройт, где Форд поступил работать в Детройтскую электрическую компанию инженером. Днем он работал, а ночью в сарае позади дома конструировал двигатель для своего самодвижущегося экипажа. На этот раз он экспериментировал с газовым двигателем.

Новые коллеги подшучивали над ним и утверждали, что будущее за электричеством. В 1887 году на конгрессе электротехников в Атлантик-Сити Генри Форд познакомился с великим изобретателем Томасом Эдисоном, рассказал ему о своей работе и поделился сомнениями насчет будущего двигателей внутреннего сгорания. Эдисон, вопреки его ожиданиям, не стал петь дифирамбы электричеству, а заинтересовался идеей Форда и посоветовал тому продолжать работу.

В 1893 году Форд собрал свой первый автомобиль - "квадрицикл". Чтобы выехать на нем из сарая, пришлось разломать стену. Когда Генри Форд катался по Детройту на своем "квадрицикле", от него шарахались конные экипажи, а прохожие собирались толпами, чтобы поглазеть на чудо-телегу. Хотя в то время еще не существовало правил дорожного движения, Генри получил разрешение в полиции и стал первым официально утвержденным шофером Америки. В 1896 году он продал машину за 200 долларов. Это была его первая продажа. Деньги были тут же пущены на создание нового автомобиля, более легкого. Он считал, что тяжелые автомобили - для единиц.

В Детройтской электрической компании заметили, что Форд все свои силы тратит на бензиновую тележку, а вовсе не на работу в офисе, и предложили ему руководящую должность, лишь бы он прекратил заниматься "ерундой". Форд выбрал автомобиль. 15 августа 1899 года он отказался от службы, чтобы посвятить себя автомобильному делу.

Он нашел компаньонов и создал Детройтскую автомобильную компанию, но и там его идеи остались непонятыми. Форд пытался продвинуть концепцию массового производства, а компаньоны настаивали на выпуске гоночных машин. Тогда он покинул свой пост и решил больше никогда в жизни не занимать зависимого положения.

В1903 году была зарегистрирована "Форд Мотор компании", в которой Генри стал главным управляющим. Это предприятие он организовал по своему вкусу. Форд избегал роскошной отделки, мало заботился о престижности марки, приоритетом был простой, надежный, легкий, дешевый, массовый продукт. Финансовых принципов было три. Форд не привлекал в компанию чужих капиталов, покупал только за наличные, всю прибыль вкладывал опять в производство. Форд считал, что на дивиденды имеют право только те, кто участвовали в создании продукта, в самой работе.

Красивых названий Форд для своих машин не придумывал. Он использовал подряд буквы английского алфавита. Универсальной стала модель Т. В народе машину окрестили "Жестяная Лизи". О ней ходило множество анекдотов. Форду больше всего нравился такой: "Идет человек по кладбищу и видит - могильщики копают огромную яму. Он в недоумении. Один из них поясняет: "Покойник завещал похоронить его в собственном "Форде", сказав: "Этот автомобиль вывозил меня из многих ям, вывезет и из этой".

В 1909 году Форд объявил, что в будущем будет выпускать единственную модель - "Т", и что все машины будут иметь одинаковые шасси. Форд заявил: "Каждый покупатель может получить "Форд-Т" любого цвета, при условии, что этот цвет будет черный". В своем заявлении Форд пытался изменить представление об автомобиле как об увеселительном экипаже. Он верил в возможность массовой продажи автомобилей в то время, когда к покупке машины относились так, как сейчас относятся к покупке самолета.

Пытаясь снизить производственные издержки, Форд обратил внимание на то, что рабочий тратит больше времени на поиск и доставку материала и инструментов, чем на саму работу. "Если двенадцать тысяч служащих сберегут каждый ежедневно по десять шагов, то получится экономия пространства и силы в пятьдесят миль", - подсчитал Форд и понял, что необходимо доставлять работу к рабочим, а не наоборот. Он сформулировал два принципа: заставлять рабочего не делать никогда больше одного шага и никогда не допускать, чтобы ему приходилось при работе наклоняться вперед или в стороны. С 1 апреля 1913 года Форд запустил конвейер.

12 января 1914 года Форд установил размер минимальной оплаты труда в 5 долларов в день (в два раза больше, чем в среднем по отрасли) и сократил рабочий день до восьми часов. Правда, знаменитый принцип "5 долларов за рабочий день" распространялся только на "достойных" рабочих. Достойный рабочий, в понимании Форда, не должен был пить, курить и играть, вечера должен был проводить дома с семьей и копить деньги на старость. Чтобы выяснить, кто из работников достоин прибавки, а кто нет, Форд создал в компании социологический отдел. Его инспекторы обходили дома рабочих и в отсутствие хозяина расспрашивали родственников и соседей.

Форд проводил политику использования труда инвалидов, которым платил столько же, сколько здоровым рабочим: к однообразию конвейерной работы инвалиды были подготовлены лучше.

Были у автомобильного короля и свои причуды. На своем заводе он не терпел курящих и... полных людей. Рабочим запрещалось в цехах разговаривать друг с другом на темы, не касающиеся производства. Большую часть рабочей силы составляли иммигранты, их расставляли вперемешку, чтобы пресечь праздные разговоры.

Форд никогда не сообщал подчиненным об увольнении лично. Когда неугодный сотрудник приходил на работу, он находил свои стол и стул изрубленными на куски, а бумаги - разбросанными по конторе.

Его утилитарный подход к менеджменту получил название "фордизма". Форд считал, что "величайшее затруднение и зло, с которым приходится бороться при совместной работе большого числа людей, заключается в чрезмерной организации и проистекающей отсюда волоките". Поэтому он сократил число административных работников до минимума. Их работа была сведена к учету. На предприятии отсутствовали организационные схемы и горизонтальные связи между отделами, были ликвидированы производственные совещания, не велось никакой лишней, по мнению Форда, документации.

Если бы это было в его власти, "Форд-Т" выпускался бы всегда. Когда пришлось заменить его в 1927 году, производство закрылось на полгода. Но лидером американского автомобилестроения к тому времени стал General Motors, сообразивший переориентироваться на выпуск разных марок, предложить покупателю ассортимент автомобилей "для любой цели и любого кошелька".

Крушение своих принципов Форд переживал крайне тяжело, как и то, что пост руководителя компании пришлось уступить внуку - Генри Форду II.

Утратив ясность мысли, Форд до самой смерти был в хорошей физической форме, оставаясь сухощавым и подвижным. Он стал вегетарианцем, полюбил наблюдать за птицами. До конца своих дней он жил с женой Кларой в поместье "Фэа Лейн", где и умер в возрасте 83 лет.

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации открытых источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала