Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.
Возобновление присутствия боевых кораблей ВМФ России близ Шпицбергена стало хотя и ожидаемой, но сенсацией. Фактически, впервые после долгого перерыва ВМФ России возвращается к выполнению важнейшей функции - гарантии свободного мореплавания и добычи морских ресурсов. Особенно символично то, что данная функция осуществляется не в абстрактных «нейтральных водах», которые с точки зрения национальной принадлежности никого не интересуют, а в спорных водах вокруг Шпицбергена, являющихся предметом разбирательства между Россией и Норвегией.
Предметом спора является толкование особого статуса Шпицбергена-Свальбарда. Согласно действующим положениям международного права, регулирующим статус архипелага, острова принадлежат Норвегии, однако Россия имеет право осуществлять на островах и в водах вокруг них хозяйственную деятельность. В настоящее время эта деятельность осуществляется, в основном, в виде добычи угля трестом «Арктикуголь» и лова рыбы в водах вокруг острова.
Право советских (российских) рыбаков ловить рыбу в водах, омывающих архипелаг, было поставлено под сомнение в 1977 году, когда, в разгар Холодной войны Норвегия в одностороннем порядке объявила 200-мильную зону вокруг островов своей исключительной экономической зоной. Практических последствий, однако, этот демарш поначалу не возымел - регулярное патрулирование кораблей, самолетов и подлодок Северного флота в водах Баренцева и Норвежского морей гарантировало спокойствие российским рыбакам.
После распада СССР ситуация начала ухудшаться. Норвегия стала диктовать России условия лова в водах архипелага, а также задерживать и арестовывать рыболовецкие суда, оборудование которых не отвечало установленным ей правилам. Наиболее известным скандалом стал инцидент с траулером «Электрон».
Последний на сегодняшний день инцидент подобного рода был зафиксирован в ночь с 23 на 24 марта 2008 года, когда корабль норвежской береговой охраны задержал российский траулер «Коралнес».
Патрулирование кораблей ВМФ России в спорных водах должно обеспечить права российских рыбаков на свободный лов рыбы вокруг Шпицбергена, в точном соответствии с особым статусом архипелага. В настоящее время в районе Шпицбергена несет службу БПК «Североморск», на смену которому вскоре должен прийти ракетный крейсер «Маршал Устинов».
При наличии в районе крупных боевых кораблей ВМФ России, способных за несколько часов достичь любой точки в водах вокруг архипелага, норвежская береговая охрана вряд ли решится задерживать российские рыболовные суда.
Вместе с тем, понятно, что подобные меры не смогут обеспечить постоянное мирное сосуществование двух стран в спорных водах. Лучшим выходом из сложившейся ситуации являются переговоры между Норвегией и Россией, которые позволили бы сторонам прийти к соглашению и исключить возможные столкновения на почве дележа ресурсов северных морей.
В случае, если такая договоренность не будет достигнута, конфликтная ситуация будет только усиливаться. Не говоря уже о том, что в условиях нарастающего мирового экономического кризиса один из самых богатых энергетическими и биоресурсами районов мирового океана будет вызывать все больший интерес со стороны соседних государств.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции