Аварийный сброс газа, произошедший на Московском нефтеперерабатывающем заводе (МНПЗ) в минувшее воскресенье, практически не сказался на экологии столицы, сообщил РИА Новости в понедельник специалист государственного природоохранного предприятия "Мосэкомониторинг" Алексей Попиков.
Строительство Московского крекинг‑завода (сегодня Московский нефтеперерабатывающий завод, или МНПЗ) было начато в феврале 1936 года, а днем рождения считается 4 апреля 1938 года: в этот день были получены первые тонны товарного бензина.
За 70 лет работы завод выпускал только неэтилированные бензины, первым в стране освоил высокооктановый бензин АИ‑93 без свинцового антидетонатора. Важное значение для охраны бассейна реки Москвы имело прекращение транспортировки нефти водным транспортом, а также ликвидация сброса очищенных сточных вод в водоем. Построен экологичный трубопроводный транспорт для нефти из отдаленных районов страны, а также для бензина, авиакеросина, дизтоплива в Московские кольцевые продуктопроводы. Впервые в отечественной нефтепереработке на заводе сооружен комплекс по глубокой переработке нефти на базе комбинированной установки каталитического крекинга.
В марте 1952 года завод переименован в Московский нефтеперерабатывающий завод.
В 1950‑1960 годах были приняты в эксплуатации 19 новых объектов, в том числе: первое в стране производство полипропилена, каталитический риформинг бензина, установка термического риформинга бензина, установки производства серы, адсорбционной очистки жидких парафинов.
В 70‑е годы XX века были освоены 32 вида годовой продукции. В постперестроечное время было построено крупнотоннажное производство нефтяного битума и полностью ликвидирован его дефицит в Московском регионе.
В октябре 1995 года была завершена работа по реконструкции производства полипропилена и вводу мощности по этому продукту в объеме 100 тысяч тонн в год экологически чистого полимера.
В 1994‑95 годы Московский НПЗ акционировался, в 1997 году принадлежащий государству контрольный пакет акций передан в собственность города Москвы.
С Московским НПЗ в значительной мере связана политика московского правительства по улучшению экологической обстановки в городе. В 1996 году завод переоснастил производство и наладил выпуск автобензинов и дизельного топлива с улучшенными экологическими свойствами, отвечающими требованиям на выбросы автотранспорта Евро‑2. Для обеспечения сохранности качества и несмешиваемости с топливами иногородних поставщиков запущен автоматизированный автомобильный терминал. Построены также производства экологичных облагораживающих компонентов автобензина: кислородсодержащей добавки МТБЭ и олигомеризата. В 1997 году была введена в действие быстродействующая система аварийного освобождения аппаратуры ‑ новая факельная установка, предусмотренная федеральной целевой программой "Топливо и энергия".
В мае 1997 года по решению общего собрания акционеров ОАО "Московский НПЗ" вошло в состав Центральной топливной компании, учрежденной правительством Москвы, в 2001 году перешло под управление группы МНК/ЦТК.
В 1998‑2001 годы были построены сливная эстакада светлых нефтепродуктов, реагентная обработка оборотной воды, мембранное концентрирование водорода, производство упаковочной ткани и полипропиленовых мешков.
Накануне 65‑летия предприятия, в 2002 году была закончена очередная реконструкция установки гидроочистки 24‑5 и пущена установка этерификации легкого крекинг‑бензина метанолом, что создало предпосылки для новой ступени повышения экологических показателей моторных топлив.
В январе‑марте 2003 года выполнена технологическая подготовка производства автомобильных бензинов Премиум Евро‑95 и Регуляр Евро‑92, отвечающих требованиям на выбросы автотранспорта Евро‑3.
В 2004 году продолжились разработка схем и выбор технологии по обеспечению производства автобензина по нормам Евро‑3 в части снижения содержания бензола. Разработана схема, выполнен проект и заказано оборудование по расширению узла ввода присадок для приготовления дизельного топлива, отвечающего требованиям Евро‑3.
В 2005 году в ОАО "Московский НПЗ" началась работа по внедрению международных систем менеджмента качества, экологии и охраны труда, установленных Международной организацией стандартов (ISO‑International organization for standardization). Выполнен большой объем работ по замене физически изношенного и морально устаревшего оборудования.
С 1 января 2006 года ОАО "Московский НПЗ" наладил производство высокооктановых бензинов в соответствии с экологическими требованиями постановления правительства Москвы №952‑ПП от 28.12.2004 г. "О стандартах на моторное топливо с улучшенными экологическими характеристиками".
В марте 2006 года Совет директоров завода принял решение о разработке обоснования инвестиций реконструкции и модернизации Московского НПЗ на период с 2007 по 2015 годы. Цель данного решения - разработка поэтапного перехода на производство моторного топлива с экологическими требованиями Евро‑4 и Евро‑5, а также перевода производств на соответствие современным мировым стандартам промышленной и экологической безопасности.
Выпускаемая продукция:
Бензины автомобильные неэтилированные с улучшенными экологическими свойствами (городские). Марки АИ‑80ЭК; АИ‑92ЭК; АИ‑95ЭК; АИ‑92ЭКп; АИ‑95ЭКп.
Бензин прямой перегонки экспортный (нафта). Марки 1 и 2.
Топливо дизельное. Марка Л‑0,2‑62.
Топливо дизельное автомобильное ( EN 590). Сорта B, C, E, F.
Топливо дизельное с улучшенными экологическими свойствами (городское). ДЭКп‑3‑ 0,035 (минус 26С).
Топливо нефтяное. Мазут. Марки 40 зольный, вид IV, V Марки 100 зольный, вид IV, V.
Топливо для реактивных двигателей. Марка ТС‑1 высший сорт и первый сорт.
Битумы нефтяные строительные. Марка БН 70/30.
Битумы нефтяные дорожные вязкие. Марки БНД 40/60 и БНД 60/90.
Газы углеводородные сжиженные топливные для коммунально‑бытового потребления. Марки ПТ, СПБТ и БТ.
Фракция бутан‑бутиленовая. Марки В.
Сера техническая газовая. Сорт 9998 (жидкая) и сортов 9998, 9995, 9990, 9950, 9920 (комовая).
ЧП на заводе
18 августа 2000 года на территории Московского нефтеперерабатывающего завода произошел пожар пятой категории сложности. Загорелись три цистерны с соляркой и две с мазутом. Площадь пожара составила 400 кв. метров. Жертв и пострадавших не было.
4 января 2002 года на Московском нефтеперерабатывающем заводе на одной из установок вспыхнул пожар. Ему был присвоен самый высокий пятый номер сложности. В результате пожара пострадали 4 человека.
25 мая 2005 года в результате энергоаварии на подстанции Чагино на Московском нефтеперерабатывающем заводе произошел выброс большого количества токсичных веществ.
21 апреля 2006 года на территории МНПЗ в одном из контейнеров произошло возгорание мазута. Пострадавших не было.
13 июля 2008 года из‑за отключения электроэнергии на МНПЗ произошел аварийный сброс газа.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников