ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ ПОЛЕТАМИ (Королев, Московская область), 11 июл - РИА Новости. Космонавт Александр Волков - отец работающего в настоящее время на орбите командира экипажа 17-й экспедиции на МКС Сергея Волкова - обеспокоен проблемой с пироболтами, ставшей причиной двух подряд баллистических спусков пилотируемых кораблей "Союз ТМА" в октябре 2007 года и в апреле 2008 года.
"Корабли "Союз ТМА" внешне остались такими же (как и предыдущие модели "Союзов"), но "начинка" изменилась - появились новые компьютеры и новая приборная доска. Принципы управления кораблем остались теми же, только перешли на более высокий уровень. У старых "Союзов" проблем с пироболтами не было", - сказал Александр Волков в пятницу журналистам в ЦУПе.
"Я беседовал с инженерами и космонавтами, которые сейчас работают в РКК "Энергия", и они говорят, что никаких изменений в конструкцию корабля ("Союза ТМА") не вносили. Это еще больше настораживает", - отметил Волков-старший.
21 октября 2007 года произошел жесткий баллистический спуск "Союза ТМА-10" с экипажем 15-й экспедиции МКС (россияне Федор Юрчихин и Олег Котов) и первым космонавтом Малайзии Шейхом Музафаром. Во время снижения спускаемая капсула была переведена из управляемого режима спуска в баллистический, вследствие чего космонавты испытали очень жесткие перегрузки в девять единиц. Спускаемый аппарат корабля "Союз ТМА-10" совершил посадку в казахстанской степи, не долетев до запланированного места посадки примерно 70 километров.
19 апреля 2008 года произошел спуск по баллистической траектории спускаемой капсулы корабля "Союз ТМА-11" с российским космонавтом Юрием Маленченко, американской астронавткой Пегги Уитсон и первой южнокорейской космонавткой Ли Со Ен, Капсула совершила посадку в нерасчетном районе в Казахстане.
Баллистический спуск в атмосферу отличается от управляемого тем, что при последнем автоматика постоянно ориентирует спускаемый аппарат его плоской нижней частью к земле, что обеспечивает постоянную подъемную силу за счет набегающего потока воздуха и минимальные перегрузки для экипажа в четыре единицы. Баллистический спуск считается резервным вариантом, который отличается повышенными перегрузками для космонавтов.
Основной причиной срыва "Союза ТМА-11" в баллистический спуск явилось запоздалое срабатывание одного из пяти пироболтов при разделении на отсеки корабля "Союз ТМА-11".