Рейтинг@Mail.ru
ЦБ РФ берет ответственность за инфляцию на себя - РИА Новости, 03.08.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

ЦБ РФ берет ответственность за инфляцию на себя

Читать ria.ru в
Банк России еще два года назад заявил о постепенном переходе к режиму инфляционного таргетирования. Каким образом и как быстро эти меры помогут обуздать инфляцию, РИА Новости рассказал первый заместитель председателя Банка России Алексей Улюкаев.

Устойчиво высокая инфляция в России, осложняющая жизнь и населению, и бизнесу, объявлена властями злом номер один. Банк России еще два года назад заявил о постепенном переходе к режиму инфляционного таргетирования, сегодня эта тема обсуждается на всех уровнях, а соответствующая концепция включена в правительственную программу. Каким образом и как быстро эти меры помогут обуздать инфляцию, РИА Новости рассказал первый заместитель председателя Банка России Алексей Улюкаев.

- Денежным властям пока не удалось погасить всплеск инфляции. В этих условиях все чаще говорят об инфляционном таргетировании как о некоей панацее - инструменте, который поможет уже завтра сбить высокую инфляцию.

- Это неправильное понимание. Инфляционное таргетирование - это не разовый инструмент, а способ проведения денежно-кредитной политики в современных условиях.

Переход к инфляционному таргетированию не связан с тем, что мы сейчас переживаем  или уже пережили период ускорения инфляции. Этот курс был выбран задолго до этого, он будет реализовываться вне зависимости от того, насколько успешно мы будем решать текущие операционные задачи.

Уже около 30 стран перешли и все больше переходят к механизму инфляционного таргетирования. Это признание того, что стабильность ценовой динамики - это важнейшее фундаментальное обстоятельство современной экономики, которое позволяет нормально развиваться бизнесу.

Мы не рассматриваем инфляционное таргетирование как инструментарий наряду с другими инструментами: вот, мол, мы делаем то-то и то-то, а также инфляционное таргетирование, и это поможет нам снизить инфляцию до 6%. Это не так.

- Что из себя представляет режим инфляционного таргетирования?

- Здесь первое - правильный среднесрочный макроэкономический прогноз, затем при отклонении от прогноза - набор мер, которые позволяют вернуться к той траектории, которая считается оптимальной. Главный, базовый инструмент - процентная ставка, которая позволяет давать соответствующие сигналы экономике о количестве денег - о том, перегрета она или нет. Если процентная ставка повышается, перегрев сокращается, инфляция возвращается к таргетируемому уровню. Если понижается, денежное предложение растет, объем производства повышается до потенциального уровня.

Необходимый элемент - это плавающий валютный курс,  в отсутствие которого денежное предложение не контролируется процентной ставкой.

И поскольку инфляция - это феномен не только статистический или финансовый, но во многом и общественно-политический, очень важна открытость процесса денежной политики, информирование общества, и через эту открытость и информирование - выработка доверия общества к денежным властям, а через это доверие - управление инфляционными ожиданиями. Пожалуй, вот этот последний компонент, может быть, не менее важен, чем правильное прогнозирование и правильное использование процентной ставки.

- Банк России в рамках новой денежно-кредитной политики откажется от таргетирования курса рубля. Сохранит ли он за собой право использовать валютные интервенции для поддержания курса в экстренных ситуациях?

- Инфляционное таргетирование не предполагает каких-то ограничений операционных возможностей Центрального банка - у нас остаются любые операционные возможности. И мы знаем практику действия стран, которые уже выбрали инфляционное таргетирование. Например, в той ситуации, которая сложилась с июля прошлого года на мировых финансовых рынках, центральные банки некоторых стран пошли на такие меры, как массированные валютные интервенции, потому что возникло некое форс-мажорное обстоятельство. Это не означает, что они вышли из режима инфляционного таргетирования. Это означает, что в определенной ситуации он (режим) может быть достаточно гибким.

- Каковы условия перехода к инфляционному таргетированию?

- Есть три базовых условия, которые должны выполняться. Первое условие - это некоторый баланс на внутреннем валютном рынке, потому что введение плавающего курса, как важнейшего элемента инфляционного таргетирования, в условиях устойчивого дисбаланса затруднительно, так как вызывает очень существенные изменения курсовых параметров. Все то, что мы совместно с правительством знаем о прогнозе платежного баланса, говорит нам о том, что среднесрочная перспектива в ближайшие два-три года - это тот срок, в котором происходит некоторая нормализация ситуации с платежным балансом, а это делает возможным постепенную минимизацию валютных интервенций Банка России и постепенный переход к режиму плавающего курса.

Второе: конечно, для того, чтобы  механизм  процентных ставок был не формальным, а реальным мотиватором, ограничителем кредитно-денежной активности в банковской сфере, должен быть хорошо развит трансмиссионный механизм, должны быть глубокие финансовые рынки. Над этим мы  с правительством работаем все эти годы.

Третьим по важности является собственно набор механизмов и инструментов самого таргетирования.

- Разговор о переходе к режиму инфляционного таргетирования как задаче ЦБ на среднесрочную перспективу идет уже несколько лет. Могли бы Вы назвать конкретные сроки?

Конкретного срока нет. Мы исходим из того, что 2-3 года - это разумный срок, за который может быть проведена вся нормативная работа, апробация макроэкономических моделей, работа по раскрытию информации, и нам станет понятнее ситуация с платежным балансом.

Какие-то шаги мы уже делаем. То, что мы делаем в области изменения практики нашего присутствия на внутреннем валютном рынке, это и есть те элементы инфляционного таргетирования, которые мы по сути уже внедряем. То, что мы стали приобретать валюту, исходя из соображений не только курса, но и объема, это, с нашей точки зрения, есть постепенный переход к механизму плавающего валютного курса, а, следовательно, важная предпосылка инфляционного таргетирования.

- Насколько быстро будет расширяться технический коридор бивалютной корзины?

- Он будет расширяться постепенно.

- Если я правильно поняла, инфляционное таргетирование в России мы увидим не раньше 2011 года?

- Видимо, так. Но это не то, чтобы вчера мы жили в одной ситуации, а завтра у нас будет полное инфляционное таргетирование. Это постепенный процесс.

- Сегодня выработкой программы мер по снижению темпов роста потребительских цен занимается правительство. В будущем обеспечение ценовой стабильности станет исключительной прерогативой ЦБ?

- Инфляционное таргетирование предполагает единый, как мне кажется, субъект ответственности. Должна быть нормативно закреплена  ответственность Центрального банка. Я думаю, что лучшее место для этого - закон о Банке России, хотя можно предположить и какую-то иную форму нормативного акта.

Но обратной стороной этой ответственности является независимость Центрального банка  в проведении денежно-кредитной политики. В принципе, это понимание существует, и на практике мы пользуемся этой независимостью, но мне кажется, в нормативном акте, который будет отражать суть этих необходимых изменений, это должно быть специально подчеркнуто.

- По информации Минфина, концепция перехода к таргетированию инфляции включена в проект программы по сдерживанию роста потребительских цен, который должен быть внесен в правительство 1 июля. Это совместный с ЦБ проект?

- Это технически удобно и полезно, когда такие концептуальные вещи входят в пакет с иными мерами, но у нее самостоятельная сущность.

Центральный банк два года назад объявил о том, что мы внедряем элементы инфляционного таргетирования и движемся  в среднесрочной перспективе к полномасштабному внедрению инфляционного таргетирования. У нас есть свое видение этой деятельности, у нас есть внутренняя концепция, которая была одобрена комитетом по денежно-кредитной политике, и для ее развития мы выполняем определенные действия.

Важным элементом инфляционного таргетирования является понимание независимости Центрального банка. Центробанк независим как в установлении цели по инфляции, так и механизмов достижения этой цели. Конечно, очень важно правильно взаимодействовать с правительством, потому что, как нам представляется, мы совместно должны определять количественные цели по инфляции. Кроме того, правительство, как субъект законодательной инициативы, будет вносить необходимые документы, если потребуется изменение законодательства.

- О каких нормативных документах  идет речь?

- Во-первых, возможно, потребуются уточнения в законе о Банке России, чтобы было более ясно сформулировано, что целью деятельности Центрального банка является именно обеспечение среднесрочной  ценовой стабильности. Все это в принципе закон уже подразумевает, но не должно быть никаких возможностей для толкований. Вероятно, потребуется в законе уточнить функции совета директоров, комитета по денежно-кредитной политике, состав инструментов денежно-кредитной политики.

Второе в нормативной области - это некое соглашение между правительством и Центральным банком или постановление правительства, согласованное с ЦБ, о выборе самой цели. Мне представляется, что это должен быть индекс потребительских цен. Причем, мы считаем, это должен быть годовой индекс, то есть месяц к соответствующему месяцу прошлого года, как это принято практически во всех странах, перешедших к механизму инфляционного таргетирования.

- С переходом к плавающему курсу рубля, очевидно, изменятся функции международных резервов, ведь их средства больше не будут использоваться для поддержания курса национальной валюты?

- Безусловно, нам не потребуется проводить валютных интервенций для целей управления валютным курсом. Но международное понимание резервов свидетельствует о том, что они должны покрывать необходимый объем критического импорта в случае резкого ухудшения платежного баланса. Резервы могут использоваться и для целей обслуживания государственного внешнего долга. Кстати, у нас сейчас нет ни той, ни другой проблемы, но это не означает, что они не могут появиться никогда. Для этого и существуют международные резервы в центральных банках всех стран мира.

- То есть ЦБ не уйдет с валютного рынка и не откажется от валютных интервенций?

- Конечно, нет. ЦБ сможет и приобретать валюту в резервы и продавать ее для тех целей, о которых я сказал. Придется приобретать, конечно, и для целей пополнения государственных фондов - тех, которые подконтрольны министерству финансов.  Есть большое количество государственных функций, которые предполагают приобретение валюты и временное - краткосрочное или долгосрочное - нахождение ее в составе валютных резервов Центрального банка. Просто она не будет использоваться для целей поддержания курса.

- Судьба фонда национального благосостояния, кажется, уже решена, его средства будут выведены из состава международных резервов?

- Формально ничего не решено. Минфин совместно с нами имеет поручение президента к 1 октября внести соответствующие предложения. Вроде бы у нас есть общее с Минфином понимание того, что средства фонда национального благосостояния должны быть исключены, потому что они не вполне подпадают под международное определение международных резервов как средств, которые  находятся в распоряжении Центрального банка и безусловно могут быть использованы для целей регулирования платежного баланса. Средства, которые вложены в инструменты фондового рынка, такие, как акции, особенно, если это будут акции российских предприятий, не могут быть использованы для целей регулирования платежного баланса. Мы все понимаем, что, скорее всего, они будут выведены из-под управления Центрального банка. Правительство создаст специальное агентство или выберет агента на рынке, или сделает и то, и то, но, скорее всего, мы не будем непосредственным агентом правительства.

- А резервный фонд останется под управлением ЦБ?

- Мы предполагаем, что да.  Резервный фонд и по составу своих активов, и по способу формирования и использования аналогичен международным резервным активам и подпадает, с нашей точки зрения, под международное определение международных резервов, поэтому логично, если он останется под управлением Центрального банка. И похоже, что это общее мнение и что так оно и будет.

- Правительство, судя по всему, намерено основной рывок в борьбе с инфляцией сделать еще до перехода к инфляционному таргетированию - поставлена цель снизить прирост потребительских цен до 6% уже к 2011 году. Что это за меры, которые способны сбить инфляцию более чем в два раза за три года?

- Меры все известные. Это аккуратная бюджетная политика, аккуратная денежная политика. Ничего другого не нужно изобретать. Надеюсь, в этом году мы впервые за последние годы не превысим прогнозные значения по росту денежной массы - 33% роста М2 на этот год мы считаем предельным значением. Я думаю, что, по сути, мы уложимся в меньшую цифру. Мы глубоко убеждены, что это во второй половине текущего года - начале следующего года даст осязаемый результат в области снижения и удержания инфляции на более низких уровнях. Это касается и наших резервных требований, и наших ставок - кредитных и депозитных, корректировок нашей текущей политики валютного курса через плановые покупки и через расширение границ диапазона бивалютной корзины.

С точки зрения бюджета - это недопущение выхода государственных расходов за те уровни, которые уже сейчас достигнуты - 18% от ВВП, и нормализация их с точки зрения сезонности, графика и так далее.

Жесткость денежной и жесткость бюджетной политики. Больше ничего не нужно.

Беседовала Елена Федорова.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала