Рейтинг@Mail.ru
Сергей Бодров - режиссёр, который снимает кино сам по себе - РИА Новости, 03.08.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Сергей Бодров - режиссёр, который снимает кино сам по себе

Читать ria.ru в
Дзен
Практически каждый его фильм, что называется, штучная работа. Проходных, необязательных, неудачных лент у него нет. А потому в любом списке российских кинорежиссёров, пришедших в кино в перестроечные и последующие годы, его место по праву должно быть в верхних строках.

Ольга Варламова, специально для rian.ru

     28 июня российскому кинорежиссёру Сергею Бодрову исполняется 60 лет. Он вошел в отечественный кинематограф как-то тихо, не привлекая к себе большого внимания, без "шума и пыли" в средствах массовой информации, не примыкая ни к каким группам, течениям и тусовкам. И таким, самим по себе, остаётся по сию пору.

Нельзя сказать, что Сергея Бодрова отличает высокая продуктивность: за 24 года режиссёрской деятельности снято 13 фильмов. Многие его коллеги примерно такого же возраста успели отснять куда больше. Однако практически каждый его фильм, что называется, штучная работа. Проходных, необязательных, неудачных лент у него нет. А потому, полагаю,  в любом списке российских кинорежиссёров, пришедших в кино в перестроечные и последующие годы, его место по праву должно быть в верхних строках.

Сергей Бодров (старший)Сергей Бодров родился в Хабаровске, учился в Московском энергетическом институте. Вполне успешно проявил себя на журналистском поприще: был корреспондентом журнала "Крокодил", писал сюжеты в сатирический киножурнал "Фитиль", юмористические рассказы в "Литературную газету". Автор нескольких сборников рассказов и фельетонов. Во Франции издана его книга "Свобода = рай" (СЭР).

И всё же тяга к кино взяла верх. В 1974 году Сергей Бодров заканчивает сценарный факультет ВГИКа (мастерская К. Парамоновой и Н. Фокиной). Уже первые фильмы по его сценариям - "Баламут", "Любимая женщина механика Гаврилова", "Не ходите, девки, замуж", некоторые другие  - имели зрительский успех.

В 1984 году на экраны выходит "Сладкий сок внутри травы", где Сергей Бодров не только автор сценария, но и режиссёр-постановщик. Вопреки известной поговорке, первый блин не оказался комом. Его положительно отметили кинокритики, заметили зрители.

Следующий фильм "Непрофессионалы", вышедший в 1985 году, получил сразу несколько наград: приз на Всесоюзном кинофестивале молодых кинематографистов в Тбилиси, там же специальный приз жюри,  Серебряный приз международного кинофестиваля фильмов о молодежи в Турине.
Фильм "СЭР" отмечен призами кинофестивалей в Монреале,  в Сорренто, на Форуме молодого кино в рамках Международного кинофестиваля в Берлине, Специальный приз Большого жюри "За честность и художественность" Международной благотворительной акции Международного кинофестиваля "Сталкер" в Москве. Большой резонанс не только в России, но и за её пределами получил вышедший в 1996 году фильм "Кавказский пленник", посвящённый чеченской войне. В числе полученных фильмом наград: приз FIPRESCI внеконкурсной программы на Международном кинофестивале в Каннах; Гран-при кинофестиваля в Сочи; Гран-при "Хрустальный глобус" международного кинофестиваля в Карловых Варах; премия "Феликс" Европейской киноакадемии за лучший сценарий; приз зрительских симпатий на Международном кинофестивале в Сиднее. В 1998 году удостоен за этот фильм звания лауреат Государственной премии России.

После небольшой паузы во второй половине 1990-х годов Сергей Бодров ставит фильмы "Давай сделаем это по-быстрому" (2001 г.), "Медвежий поцелуй" (2002 г.), "Кочевник" (2005 г.), "Монгол. Часть первая" (2007 г.). Роль в фильме "Медвежий поцелуй" была последней работой в кино одного из самых талантливых, ярких актёров российского кинематографа Сергея Бодрова - сына Сергея Владимировича.

В одной из публикаций о режиссёрском творчестве Сергея Владимировича сказано, что, придя  в эту область в 1984 году, он оказался как бы вне времени, вне поколений: советское кино заканчивалось, современное российское кино ещё не начиналось. В этом, по мнению автора, особенность и преимущество Сергея Бодрова как режиссёра. Он режиссёр-одиночка со своим художественным видением, которое отличают холодность, напряженность, осторожность. Его режиссёрский взгляд  испытующий, каждый раз свежий, не способный привыкнуть к миру, на который обращен.

Со многим в этой характеристике можно согласиться. Сергей Бодров действительно из числа режиссёров, который не вписывается ни в какую школу, не принадлежит ни к какому художественному течению. Он из числа тех, кто сам создаёт их, даже если оно, течение, им одним и исчерпывается. Показательно в этом плане его высказывание о кинематографических "волнах", которые, начинаясь как новаторство, очень скоро превращаются в моду, а затем вырождаются в штампы. "В волну попадать очень опасно. Если ты ставишь себе задачу попасть в волну, тебя обычно выбрасывает на берег. Хорошо, когда ты сам создал эту волну...", - говорит Сергей Бодров.

Вместе с тем не следует забывать, что его обособленность совсем другая, чем обособленность творцов так называемого авторского кино. Какой бы фильм Сергея Бодрова мы ни взяли, он не является камерным, а обращён к событиям, в которых конкретная жизнь конкретного человека вплетена в ткань общественной, социальной жизни, захвачена потоком истории или завязана на проблемы из категории тех, что принято называть вечными. Это рельефно, наглядно предстаёт как "Непрофессионалах", одном из первых его фильмов, так и в последних работах: "Кочевнике" и, особенно, - в "Монголе".

Таким образом, кино Сергея Бодрова - зрительское, но не в смысле развлекательное, тем более, не в смысле примитивное. Это зрительское кино как серьёзный разговор о темах, которые волнуют миллионы людей, и на языке, который понятен миллионам людей. Иными словами, высокопрофессиональное, без всяких послаблений и упрощений, произведение искусства, которое, тем не менее, понятно и интересно массовой аудитории.

Точно также не всё однозначно и с его "холодностью" и "отстраненностью". С начала 1990-х годов Сергей Бодров живет и работает вместе со своей женой Каролин Кавалеро в США. Тем не менее, он не считает, что расстался с русской культурой, традициями русского кинематографа. "Я русский режиссёр, - говорит он в одном из интервью, - и где бы я ни работал, я всегда стараюсь рассказать интересную историю, которая меня самого увлекает...Историю с поворотами, с характерами, которые запоминаются".

Два последних фильма Сергея Бодрова, "Кочевник" и "Монгол", [-video:102057254-] можно назвать азиатскими по тематике. Сам режиссёр не считает это каким-то поворотом в своём творчестве, скорее, наоборот продолжением того, с чего  он начинал как кинорежиссёр. "Я же первые свои работы поехал в Азию снимать, - вспоминает Сергей Бодров. - Я люблю русскую деревню, но не знаю, как про нее фильм снять. Азия - все эти лица и пространства - это мое. Поэтому я и в Африку ездил снимать, и "Кочевника" согласился доснимать. Все это дико мне нравится, я и в Индии давно хочу картину снять".

"Азиатские" фильмы имели значительный кассовый успех. Это позволило Сергею Бодрову создать в марте 2008 года собственную кинокомпанию Bodrov Film Production, начать работу сразу над несколькими проектами. Среди пяти картин, находящихся в стадии разработки, продолжение эпического фильма "Монгол" и историческая картина "Султан Бейбарс".
Финансирование картин будет осуществляться как из государственных, так и из частных источников. В частности, сохраняется многолетнее партнёрство с кинокомпанией СТВ, возглавляемой известным кинопродюсером Сергеем Сельяновым. "Мы и раньше были партнерами, мы давно знакомы, у нас несколько совместных проектов: "Медвежий поцелуй", "Шиzа", "Монгол", "Баксы"... В будущем мы по-прежнему будем сотрудничать", - комментирует Сергей Сельянов.

Сам Сергей Бодров сосредоточил усилия на производство второй части "Монгола". "Деньги будут привлечены из российских государственных и частных источников, из Казахстана и США, - говорит Сергей Бодров. -Многие дистрибьюторы фильма "Монгол. Часть первая" готовы поучаствовать и в следующем фильме". Предположительно, бюджет картины составит около 35 миллионов долларов. Столько же понадобится на съемки ленты "Султан Бейбарс". Сергей Бодров работает также над сценарием картины об Осипе Мандельштаме "Надежда вопреки всему". Этот фильм, по его собственному признанию, в его планах уже много лет.

В день шестидесятилетия остаётся пожелать кинорежиссёру новых творческих успехов, осуществления всего намеченного.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала