Андрей Вавра, специально для РИА Новости.
В "Яблоке" случились кардинальные перемены. Бессменный Григорий Явлинский сложил с себя полномочия председателя партии. Новым лидером с благословения лидера бывшего был избран Сергей Митрохин, депутат Московской городской Думы. А сам Явлинский вместе со своими старыми соратниками Юрием Иваненко и Игорем Артемьевым вошел во вновь избранный Политический комитет. Этот комитет будет определять позиции партии по ключевым политическим вопросам, чем раньше единолично занимался сам Явлинский.
Конечно, не Бог весть какое значимое событие, с точки зрения нашей партийной жизни. На последних выборах «яблочники» получили всего-то порядка полутора процентов голосов и второй раз подряд не попали в Думу. А это значит, давно уже оказались в хвосте нашей партийно-политической жизни.
Тем не менее, Григорий Явлинский - весьма своеобразная фигура. Его звезда заблистала на рубеже 90-х - с именем этого молодого талантливого экономиста была связана программа «500 дней», обещавшая за полтора года реформировать советскую экономику, сделать ее эффективной и жизнеспособной. Мало кто помнит, в чем заключалась ее суть. Но многие хорошо представляют себе это время - конец 80-х - начало 90-х, время острого противостояния союзного Центра и России. Когда политика явно преобладала над экономикой. Когда не было никаких возможностей для стерильного экономического эксперимента.
Словом, программа «500 дней» была красивой развернутой сказкой, рассказанной с использованием экономической терминологии, но к реальности отношения не имеющей. Как документ для рассмотрения серьезными политиками она просуществовала недолго.
Собственно говоря, после этого эпизода Явлинский больше не занимал никаких постов в исполнительной власти и не оказывался вблизи принятия судьбоносных политических и экономических решений.
Сегодня многим уже надо объяснять, что Явлинский - это не просто наша история, а реальный действующий политик. На протяжении 90-х эта фигура эпизодически всплывала - на встречах, консультациях, в заявлениях. Но - безо всяких последствий. А после 2000-го стала все больше и больше меркнуть.
Создавалось ощущение, что Явлинский все время ждал, когда политическая и экономическая жизнь созреют для того, чтобы сказать им «да». Когда будут соответствовать его представлению о необходимости засучить рукава и вмешаться. Или когда его «призовут». Но так и не дождался.
Все это говорило о том, что перемены в партии давно назрели. Ведь если партия терпит на выборах провал и не попадает в парламент - это тревожный сигнал ее маловостребованности. Сигнал, в том числе, и к смене руководства партии. СПС давно этот сигнал расслышал и руководство поменял. «Яблоко» аналогичный сигнал расслышало только сейчас.
Только вот не припозднились ли все эти перемены?
Правда, аналитики видят в них хороший признак - «Яблоко», предполагают они, станет более договороспособным. Значит, появляется шанс на объединение правых, чей нынешний раскол во многом следствие неумеренных амбиций их лидеров, их боязни потерять первенство в демократической нише. А с появлением Митрохина во главе «Яблока» связывают надежды на дрейф партии в сторону повседневных забот и нужд избирателей.
Но этим же - гораздо более эффективно - занимается сегодня исполнительная власть, а также ее думская фракция. И встроиться в механизм реализации чаяний и нужд наших граждан, по-моему, уже нет никакой возможности.
Россия уверенно реализует задачу построения президентской республики, в которой многопартийность без надобности, а речь идет только об единстве исполнительной и законодательной власти (идейно-политическом единстве, конечно). И по этой причине перспективы всех наших партий «не от власти» крайне убоги.
Кроме того, правую идеологию у нас особо не поддерживают - она какая-то не победная, не пафосная. О чем она - о том, что мы должны быть такими же, как все прочие демократические страны? Правая идеология не позволяет ощущать наши эксклюзивные отличия и наши конкурентные преимущества перед всеми остальными.
Яблоко - принципиально оппозиционная партия. Но быть сегодня в оппозиции - к чему? Ведь даже наши сверхнеожиданные футбольные победы громогласно подтверждают, что мы идем правильным путем.
Одно слово, «Из жизни оппозиции». По другому и не скажешь...
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции