Рейтинг@Mail.ru
Магия мозга и магия Натальи Бехтеревой - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Магия мозга и магия Натальи Бехтеревой

Читать ria.ru в
Дзен
Судьба Натальи Петровны Бехтеревой была полна страстей - обычных человеческих, неимоверной силы творческих, а также тех, которые называют "библейскими". Теперь, когда смерть уже завершила контур ее жизни, отчетливо проступают масштаб и значение этой незаурядной личности

Татьяна Синицына, обозреватель РИА Новости.

Судьба Натальи Петровны Бехтеревой была полна страстей -  обычных человеческих, неимоверной силы творческих, а также тех, которые называют "библейскими". Теперь, когда смерть уже завершила контур ее жизни, отчетливо проступают масштаб и значение этой незаурядной личности.

История обессмертит Бехтереву как великого русского нейрофизиолога XX-XI веков, сумевшего ближе всех на земле подойти к тайне человеческого мозга и тем самым завоевать всемирную известность. Она заставила 1400 граммов серого вещества, служащего людям инструментом познания окружающего мира, раскрыть большую часть своих тайн. Изучать же необъяснимое в человеческом мозге ученый старалась всеми возможными способами, «не шарахаясь от паранормальных явлений, связанных с мышлением», как призналась она в книге «Магия мозга и лабиринты жизни».

Бехтереву называли «ясновидящей», посвященной в тайны «Зазеркалья». Но она протестовала против такой оценки и все переводила в плоскость научного знания. Возможно, именно «женское начало», особое чутье и воображение, свойственные женской душе, помогли ей достичь идеального баланса с той безупречной «мужской» логикой, которую она применяла в искусстве  исследователя.        

Однажды академика спросили, а есть ли вообще различие в работе женского и мужского мозга? Она ответила, что есть, и подкрепила свои слова статистикой: мало женщин великих композиторов, великих художников, великих философов, да и великих ученых среди женщин не так уж много. Но ее собственный мозг явно отличался той «особой биохимией», которая, по ее теории, свойственна талантливым и гениальным людям.  

Наталья Бехтерева считала, что эта «особая биохимия» мозга - ненаследуемая. Однако сама она, внучка знаменитого академика Н.П. Бехтерева, ученого, заложившего основы фундаментальных исследований в физиологии мозга, все же унаследовала дедовскую страсть к нейрофизиологии. Правда, в девичестве она мечтала об оперной сцене - ее меццо-сопрано обнадеживало специалистов. Однако судьба рано и грубо сломалась:  в годы репрессий расстреляли отца, мать - сослали в лагеря. Дети Бехтеревых оказались в детдоме. Такая жестокая данность все же дала один положительный эффект: в личности Натальи навсегда сформировался независимый, свободный  дух, способный бороться, отстаивать свою позицию, собственное мнение. В союзе с волей, дарованной природой, эти качества характера не раз помогали Бехтеревой отстоять интересы своего дела.

В блокадном Ленинграде детдомовская воспитанница работала в госпиталях, где и прикипела к медицине. Дальше - диплом мединститута, начало карьеры, стремительный научный «полет» с первых шагов.

Для постижения мозга Наталья Бехтерева использовала всю полифонию возможностей человеческого проникновения в Истину - знания, опыт, воображение, интуицию и даже такой «ненаучный» инструмент, как «душа». Ей очень хотелось верить, что мозг - не просто и не только «рецептор», реагирующий на внешний мир, обрабатывающий  информацию и принимающий решения. Она изучала мозг здорового и больного человека, мозговые коды психической деятельности человека, гипноз, амнезию, воздействие на мозг наркотиков и психотропных веществ. Наталье Бехтеревой принадлежат открытия в области механизмов мышления, памяти, эмоций и организации головного мозга человека. Одна первой в мире применила способ долгосрочного вживления электродов в мозг.

Были вещи, которые интриговали ее личность особенно: что есть гений, безумство, интуиция, сновидения, зависит ли от мозга любовь? Притягивала также тайна «феномена озарения» - получение готовой формулировки «как бы ниоткуда». И неспроста: ей и самой случалось быть озаренной благодатной искрой «идеи ниоткуда», которая реализовывалась в живую научную мысль.

...В начале 80-х годов, случайно попав в переполненную аудиторию Ленинградского университета на лекцию знаменитого историка Льва Гумилева, я увидела Наталью Петровну, сидящую среди студентов и внимательно слушающую «последнего сына серебряного века» (так называли Льва Гумилева, сына Анны Ахматовой и Николая Гумилева). На Бехтереву мне указала моя подруга, ленинградская журналистка: «Смотри, вот наш «мозговой гений», академическая императрица», - и помахала ей рукой. Наталья Петровна доброжелательно кивнула в ответ и улыбнулась. Что привело ее, нейрофизиолога, на лекцию Льва Гумилева? Интерес к теории этногенеза и пассионарного толчка? А, может, ее привлекал мозг человека, чей интеллект не стерла скотская лагерная жизнь?

После лекции мы с подругой подошли к Наталье Петровне. Это была женщина великолепного «царского покроя», значительная и величавая, со «штучным» лицом, освещенным прекрасными глазами, взгляд которых запоминается на всю жизнь. Помню, красивым певческим голосом она говорила о «революционной» гумилевской точке зрения на историю.

Бехтерева много пережила, перехоронила любимых, и они постоянно являлись ей то во сне, то наяву. В книге, оставленной нам, она пишет, что после смерти мужа видела, как из его глаз на портрете лились слезы. Конечно, такую картину могли вызвать расстроенные нервы, пережитое горе. Но ее строчкам, безусловно, веришь. Да и зачем ей, Бехтеревой, лгать, придумывать? Она знала человеческий мозг лучше любого из нас. Точка зрения академика на «аномальное» отражалась так: «Если наше сознание подчинено не материи мозга, то тогда - кому? Кто, невидимый, управляет видимыми клетками?.. Успехи технологического направления науки о мозге так велики, что может быть откроется еще что-то такое, что позволит пролить свет на эту проблему».    

Наталье Бехтеревой принадлежат 400 научных трудов, она - автор многих теорий и методов, примененных на практике, многолетний руководитель Института мозга человека (Санкт-Петербург). В стенах этого уникального научного учреждения подробно исследована мозговая организация обеспечения речи, звуковые, смысловые и грамматические характеристики слов и компоненты речи, получены первые в мире карты мозговой организации вербального творчества. И еще многое другое, мало понятное непосвященным.

Под грузом выполненной научной работы, званий и титулов, каких была удостоена за свою жизнь Наталья Бехтерева, можно согнуться:  академик Российской академии наук и Российской академии медицинских наук, иностранный член Австрийской, Финской академий, Американской академии медицины и психиатрии, действительный член Международной академии наук экологии, безопасности человека и природы. А ее научные «украшения» - золотая медаль им. В.М.Бехтерева, медаль им. Мак-Каллоха (США), им. Ханса Бергера (Германия), медаль Болгарского союза научных работников, «Награда века» от Международной организации по психофизиологии, Медаль Чести «2000-летия».

В последние годы Наталью Бехтереву особенно привлекал «феномен опыта после смерти». Теперь эта последняя тайна уже открылась ей. При жизни у нее была своя малая планета в Солнечной системе - «Бехтерева», подаренная  Международным астрономическим союзом.

Возможно, это - кусочек Рая...

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала