Юрий Зайцев, действительный академический советник Академии инженерных наук, для РИА Новости.
Согласно проведенным исследованиям, через 20 лет скорость сокращения площади арктических льдов увеличится в 4 раза. К 2040 г. полярные моря будут очищаться ото льда в летние месяцы, а к 2060 г. северный ледник исчезнет полностью. Тем не менее, в отличие от Западной Арктики, сокращение многолетних льдов, пока еще почти не затронуло такие арктические моря, как Лаптевых и Восточно-Сибирское. Сегодня продолжительность навигации на Северном морском пути составляет лишь 2-4 месяца в году. На отдельных участках ее удается немного продлить, но лишь с помощью ледоколов. Необходимость в них за последние годы не только не уменьшилась, а, наоборот, в связи с интенсивным освоением северных территорий, возросла. Причем не только в России, но и в США и Канаде.
В Соединенных Штатах в настоящее время имеется в наличии три тяжелых арктических ледокола, которые входят в состав ВМС, и находятся в эксплуатации на протяжении более 30 лет. Канада использует еще четыре американских легких ледокола, которые и морально, и физически давно устарели. Транспортные системы этих стран в арктической зоне ориентированы, как и в России, преимущественно на вывоз полезных ископаемых, завоз промышленных грузов и товаров для населения, транспортное обслуживание военных объектов на побережье и островах.
В России основными пользователями Северного морского пути сегодня являются "Норильский никель", "Газпром", "Лукойл", "Роснефть", "Росшельф" и другие, в основном нефтегазодобывающие компании. Значительными его клиентами в ближайшие годы могут оказаться собственники уникального Штокмановского месторождения, Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции; залежей полиметаллов и марганца на архипелаге Новая Земля.
Прогнозируемая активизация человеческой деятельности в северных широтах делает ледокольный потенциал важным фактором в усилиях арктических государств в освоении своих экономических зон, попытках их расширения и противодействия другим странам. "США обязаны построить два новых полярных ледокола для защиты своих текущих и будущих интересов в Арктике и Антарктике", - говорится в докладе американского Национального совета по научным исследованиям конгрессу США. Намерена построить свои ледоколы и Канада.
Россия - единственная страна в мире, имеющая флот гражданских атомных ледоколов. Проект первой реакторной установки для атомохода "Ленин" был разработан еще в 1954-1956 гг., а в 1959 г. судно введено в эксплуатацию. В 1975-1992 гг. построили еще 7 ледоколов.
В прошлом году после долгих 18 лет строительства, с более чем 10-летним опозданием был сдан в эксплуатацию самый мощный в мире атомный ледокол типа «Сибирь», который назвали "50 лет Победы". В свое время Владимир Путин заявил, что Северный морской путь останется главным средством реализации государственной политики на севере России, подчеркнул особое значение ледокольного флота и дал поручение Минфину изыскать средства на завершение строительства ледокола.
Ранее построили атомоход "Арктика", который сдали в эксплуатацию в 1985 г. Следующим стал "Советский Союз". Затем началось строительство "Ямала" (первое название "Октябрьская революция"), который передали заказчику в 1992 г. Ледокол "50 лет Победы" - последний в этой серии и теперь уже точно последний российский ледокол второго поколения.
В 1989 г. ледокол "Ленин", а в 1993 г. "Сибирь" были выведены из эксплуатации. Во-первых, после выполнения ремонтных работ удалось продлить срок эксплуатации "Арктики", а, во-вторых, в результате более ранней постройки ледокола "Вайгач". Приобретенный в ходе этих работ опыт, возможно, позволит вернуть в строй и "Сибирь". Тем не менее, к 2018 г. у России останется лишь два атомных ледокола - "Ямал" и "50 лет Победы". Поэтому уже сегодня должен решаться вопрос о строительстве новых ледоколов, которые придут на смену ныне действующим.
В настоящее время ведется проектирование мощного универсального атомного ледокола. Его техпроект будет готов в 2009 г., сам атомоход планируется построить к 2015 г. До 2020 г. намечено построить еще два таких универсальных судна и один ледокол - лидер в два раза большей мощности. Разрабатываются также проекты реакторов нового поколения для перспективных атомных ледоколов. Вся программа строительства ледокольного флота на этот период оценивается в 97 млрд. руб.
После многолетнего перерыва возобновляется в России и строительство дизель-электрических ледоколов. С конца 50-х годов прошлого века такие корабли поставляла нашему флоту исключительно Финляндия. Сегодня строительство головного корабля серии ведется Балтийским заводом в Санкт-Петербурге. Корпус ледокола рассчитан на толщину проходимого льда более 1 м. Это чуть меньше возможностей американских тяжелых арктических ледоколов.
Основная проблема в реализации этих планов - отсутствие необходимых мощностей для производства гражданских судов. Чтобы увеличить их выпуск, было принято решение о создании Объединенной судостроительной корпорации. В отличие, например, от авиапрома, она в большей степени ориентирована на внутренний рынок. К 2015 г. объем ее производства должен увеличиться более чем в два раза. При этом доля гражданского судостроения составит не менее трети.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции