Рейтинг@Mail.ru
Без ледокола Арктику не освоишь - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Без ледокола Арктику не освоишь

Читать ria.ru в
Дзен
Согласно проведенным исследованиям, через 20 лет скорость сокращения площади арктических льдов увеличится в 4 раза. К 2040 г. полярные моря будут очищаться ото льда в летние месяцы, а к 2060 г. северный ледник исчезнет полностью.

Юрий Зайцев, действительный академический советник Академии инженерных наук, для РИА Новости.

Согласно проведенным исследованиям, через 20 лет скорость сокращения площади арктических льдов увеличится в 4 раза. К 2040 г. полярные моря будут очищаться ото льда в летние месяцы, а к 2060 г. северный ледник исчезнет полностью. Тем не менее, в отличие от Западной Арктики, сокращение многолетних льдов, пока еще почти не затронуло такие арктические моря, как Лаптевых и Восточно-Сибирское. Сегодня продолжительность навигации на Северном морском пути составляет лишь 2-4 месяца в году. На отдельных участках ее удается немного продлить, но лишь с помощью ледоколов. Необходимость в них за последние годы не только не уменьшилась, а, наоборот, в связи с интенсивным освоением северных территорий, возросла. Причем не только в России, но и в США и Канаде.

В Соединенных Штатах в настоящее время имеется в наличии три тяжелых арктических ледокола, которые входят в состав ВМС, и находятся в эксплуатации на протяжении более 30 лет. Канада использует еще четыре американских легких ледокола, которые и морально, и физически давно устарели. Транспортные системы этих стран в арктической зоне ориентированы, как и в России, преимущественно на вывоз полезных ископаемых, завоз промышленных грузов и товаров для населения, транспортное обслуживание военных объектов на побережье и островах.

В России основными пользователями Северного морского пути сегодня являются "Норильский никель", "Газпром", "Лукойл", "Роснефть", "Росшельф" и другие, в основном нефтегазодобывающие компании. Значительными его клиентами в ближайшие годы могут оказаться собственники уникального Штокмановского месторождения, Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции; залежей полиметаллов и марганца на архипелаге Новая Земля.

Прогнозируемая активизация человеческой деятельности в северных широтах делает ледокольный потенциал важным фактором в усилиях арктических государств в освоении своих экономических зон, попытках их расширения и противодействия другим странам. "США обязаны построить два новых полярных ледокола для защиты своих текущих и будущих интересов в  Арктике и Антарктике", - говорится в докладе американского Национального совета по научным исследованиям конгрессу США. Намерена построить свои ледоколы и Канада.

Россия - единственная страна в мире, имеющая флот гражданских атомных ледоколов. Проект первой реакторной установки для атомохода "Ленин" был разработан еще в 1954-1956 гг., а в 1959 г. судно введено в эксплуатацию. В 1975-1992 гг. построили еще 7 ледоколов.

В прошлом году после долгих 18 лет строительства, с более чем 10-летним опозданием был сдан в эксплуатацию самый мощный в мире атомный ледокол типа «Сибирь», который назвали  "50 лет Победы". В свое время Владимир Путин заявил, что Северный морской путь останется главным средством реализации государственной политики  на севере России, подчеркнул особое значение ледокольного флота и дал поручение Минфину изыскать средства на завершение строительства ледокола.

Ранее построили  атомоход  "Арктика", который сдали в эксплуатацию в 1985 г.  Следующим стал "Советский Союз". Затем началось строительство "Ямала" (первое название "Октябрьская революция"), который передали заказчику в 1992 г. Ледокол "50 лет Победы" - последний в этой серии и теперь уже точно последний  российский ледокол второго поколения.

В 1989 г. ледокол "Ленин", а в 1993 г. "Сибирь" были выведены из эксплуатации. Во-первых, после выполнения ремонтных работ удалось продлить срок эксплуатации "Арктики", а, во-вторых, в результате  более ранней постройки ледокола "Вайгач". Приобретенный в ходе этих работ опыт, возможно, позволит вернуть в строй и "Сибирь".  Тем не менее, к 2018 г. у России останется лишь два атомных ледокола - "Ямал" и "50 лет Победы". Поэтому уже сегодня  должен решаться вопрос о строительстве новых ледоколов, которые придут на смену ныне действующим.

В настоящее время ведется проектирование мощного  универсального атомного ледокола. Его техпроект будет готов в 2009 г., сам атомоход планируется построить к 2015 г. До  2020 г. намечено  построить еще два таких универсальных судна и один ледокол - лидер в два раза большей мощности.  Разрабатываются также проекты реакторов нового поколения для перспективных атомных ледоколов.  Вся программа строительства ледокольного флота на этот период  оценивается в 97 млрд. руб.

После  многолетнего перерыва возобновляется в России и строительство дизель-электрических ледоколов. С конца 50-х годов прошлого века такие корабли поставляла нашему флоту исключительно Финляндия. Сегодня строительство головного корабля серии ведется Балтийским заводом в  Санкт-Петербурге. Корпус ледокола рассчитан  на толщину проходимого льда более 1 м. Это чуть меньше возможностей американских тяжелых арктических ледоколов.

Основная проблема в реализации этих планов - отсутствие необходимых мощностей для производства  гражданских судов. Чтобы увеличить их выпуск, было принято решение о создании  Объединенной судостроительной корпорации. В отличие, например, от авиапрома, она в большей степени ориентирована на внутренний рынок. К 2015 г. объем ее производства  должен увеличиться более чем в два раза. При этом доля гражданского судостроения составит не менее трети.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала