ЛОНДОН/БРЮССЕЛЬ, 12 июн - РИА Новости. В Ирландии в четверг пройдет референдум по Лиссабонскому договору, призванному заменить проект европейской конституции.
"Договор о реформах" или так называемый Лиссабонский договор заменил Конституцию ЕС, от дальнейшей ратификации которой государства-члены ЕС отказались после провала плебисцитов в 2005 году во Франции и Нидерландах.
Подписанный в Лиссабоне осенью 2007 года европейскими лидерами ЕС договор также надлежит ратифицировать всем без исключения членам ЕС - парламентским путем или через референдумы.
Ирландия является единственной страной, где новый основополагающий договор о деятельности ЕС должен быть утвержден всенародным голосованием.
Лиссабонский договор уже ратифицировали 15 из 27 стран-участниц ЕС: Австрия, Болгария, Литва, Латвия, Люксембург, Мальта, Польша, Португалия, Франция, Румыния, Германия, Словакия, Словения, Дания и Венгрия. Однако, если хотя бы одна страна Евросоюза не ратифицирует новый Договор, его принятие будет автоматически заблокировано.
Итоги референдума предсказать фактически невозможно - результаты двух главных опросов общественного мнения, проведенных в Ирландии, расходятся. По данным газеты Sunday Business Post, Лиссабонский договор одобрят 42% голосующих, а 39% проголосуют против. Газета Irish Times, в свою очередь, утверждает, что большинство - 35% - проголосуют против, а 30% ответят "да".
Согласно обоим опросам, примерно четверть из трех с небольшим миллионов зарегистрированных в избирательных списках ирландцев еще не определилась с позицией на этот счет.
Тем временем, одна из ведущих букмекерских контор мира, ирландская Paddy Power, принимала ставки с перевесом на провал референдума по Лиссабонскому договору. По информации букмекера, шансы на то, что ирландцы в ходе плебисцита скажут "нет" договору, оцениваются как пять к двум, "да" - один к четырем.
Правящие партии - "Фиэнна Фойл" и партия прогрессивных демократов - поддерживают Лиссабонский договор, целью которого является повышение эффективности Евросоюза, укрепление его демократической легитимности и унификация деятельности ЕС.
Новый базовый договор ЕС одновременно вобрал в себя дополненные и переработанные положения ранее заключенных соглашений о принципах жизнедеятельности объединенной Европы - Римского договора (1957 года), Маастрихтского (1992 года), Амстердамского (1996 года) и Договора Ниццы (2000 года), на котором в период институционального кризиса основывалось функционирование институтов ЕС.
В отличие от проекта Конституции ЕС, "Договор о реформах" не содержит упоминания о конституционных символах ЕС - флаге, гимне и единой валюте.
Вместе с тем, он предусматривает введение поста президента Европейского Совета, который будет избираться на два с половиной года, и представлять организацию на международном уровне.
Верховный представитель по общей внешней политике и политике безопасности, согласно договору, будет обладать фактическими полномочиями министра иностранных дел ЕС. Он возводится в ранг заместителя председателя Еврокомиссии, и ему передаются функции еврокомиссара по общей внешней политике и европейской политике соседства.
Помимо этого Лиссабонский договор содержит статью о возможности выхода из состава ЕС, решение о котором будет приниматься по итогам общих переговоров.
Документ должен вступить в силу 1 января 2009 года, если к этому времени все страны ЕС его ратифицируют.