МОСКВА, 7 июн - РИА Новости. По меньшей мере семь человек стали жертвами прогремевшего в четверг, 5 июня, взрыва и последовавшего за ним пожара в Балтийске Калининградской области на 33-м судоремонтном заводе министерства обороны. Трагедия произошла около 14.00 по местному времени (15.00 мск) в одном из доков в машинном отделении контейнеровоза "Енисей", принадлежавшего петербургскому ЗАО "ЕНЕКС". Двое из погибших - члены экипажа, остальные - рабочие судоремонтного завода. Три человека по прежнему числятся пропавшими без вести - следствие считает, что их могло выбросить за борт взрывной волной.
Как признавали факт катастровы
Первые сообщения о трагедии появились спустя почти четыре часа после взрыва - сотрудник регионального МЧС рассказал о трех погибших и трех раненых. Тогда же прозвучала и первая версия произошедшего: "во время сварки на сухогрузе-контейнеровозе произошел взрыв", говорилось о небольшом возгорании, которое было быстро ликвидировано. Однако тем же вечером сотрудница пресс-службы регионального МЧС Надежда Попова опровергла сообщение сотрудника своего ведомства: "Никто на пожаре не погиб, есть лишь трое пострадавших, получивших ожоги разной степени тяжести. Все они доставлены в местную больницу Балтийска, где им оказана помощь".
Тем же вечером слова своей сотрудницы опроверг уже начальник пресс-службы Алексей Баранов: "Обнаружено тело одного погибшего на пожаре. Еще несколько человек числятся пропавшими". Не соответствовала действительности и сообщение первого источника о ликвидированном возгорании: "Пожар локализован, но еще не потушен". Справиться с огнем удалось лишь спустя шесть с половиной часов после взрыва, около 20.30 по местному времени (21.30 мск). К тому времени пропавшими без вести в МЧС числились уже десять человек.
И только рано утром следующего дня информацию о трех погибших подтвердил помощник главкома ВМФ России Игорь Дыгало. Пропавшими без вести оставались семь человек.
Истинные масштабы трагедии стали понятны в пятницу днем: Игорь Дыгало сообщил, что погибли по меньшей мере семь человек, их тела найдены на борту судна в кормовой части, где и велись ремонтные работы. По версии следственного комитета, оставшиеся три человека могли быть выброшены взрывом за борт. Прибывший в Балтийск для расследования причин трагедии главком ВМФ Владимир Высоцкий сообщил, что, несмотря на высокое заиливание дна, водолазы будут искать людей.
По сообщениям пресс-службы следственного управления региона, не исключено, что найдены останки всех десяти человек: в ходе поисков обнаружены фрагменты тел, которые могли принадлежать трем пропавшим без вести.
Вечером того же дня калининградский губернатор Георгий Боос сообщил, что стали известны личности погибших. "Погибли два члена экипажа: один из Астрахани, второй из Нижнего Новгорода. Капитана не было, его функции выполнял старший офицер, что не противоречит правилам. Остальные погибшие - это рабочие судоремонтного завода, которые жили в Балтийске", - сказал глава региона.
Между тем, по данным следственного управления, установлена личность только одного погибшего, останки остальных будут переданы на генетическую экспертизу.
Губернатор недоволен сокрытием информации
В субботу Георгий Боос заявил, что на судоремонтном заводе не было в достаточном количестве средств тушения пожара. "Когда на место происшествия прибыли представители флота, пламя над судном уже было высотой в 15 метров. А из средств тушения - только три брандспойта с водой", - сказал Боос .
По его мнению, вовремя включиться в борьбу с огнем специальные службы не смогли, так как не получили своевременной информации.
"Мы сами о том, что случилось, узнали спустя несколько часов. И это станет отдельной темой, мы ее будем разбирать с руководством управления МЧС и командованием Балтфлота. Администрация завода так и не удосужилась нам сообщить о случившемся", - сказал губернатор, особо отметив, что информацию о возгорании областное правительство получило "сложным путем".
По его словам, о ЧП стало известно лишь тогда, когда люди услышали прогремевший на судне взрыв.
"Халатность и разгильдяйство царили на заводе. Аналогично отнеслись и к работам на судне. В совокупности это и дало такие последствия", - сказал глава региона.
Претензии адмирала Высоцкого
Главком МВФ Владимир Высоцкий заявил, что администрация судна "Енисей" допустила "грубые нарушения при проведении ремонтных работ", а руководство судоремонтного завода допустило нарушения в вопросах "постановки и приема судна "Енисей" в док".
По словам главкома, находившееся на ремонте судно имело в своих баках 5,5 тонны дизельного топлива. "В большинстве случаев судно ставится в док на ремонт уже без топлива - проводится зачистка цистерн, пропаривание, наращиваются возможности по организации борьбы за живучесть судна, проводятся линии для подачи средств пожаротушения. Если же судно ставится с топливом, то это должно быть обоснованно, но здесь этого не случилось", - пояснил Высоцкий.
Он также сообщил, судно не прошло подготовку перед поставкой в док: "Его протащили из Калининграда по каналу, ввели на завод, сразу в док и что-то начали оформлять".
По словам Высоцкого, акт по постановке судна в док был подписан 26 мая, причем, возможно, он был оформлен задним числом.
Комментируя поведение администрации завода во время ЧП, он сказал, что ничего толком организовано не было, была только видимость. Главком добавил, что в последние два года предприятие демонстрировало не самые блестящие результаты. "Здесь были сложные моменты, была смена руководства, а нынешний исполняющий обязанности директора был отстранен от своих обязанностей на прошлой неделе за нахождение на территории завода Минобороны иностранных граждан", - сказал адмирал. По его словам, последний эпизод произошел на прошлой неделе, тогда на территорию завода без соответствующих оснований попали шестеро иностранцев.
Высоцкий добавил, что необходимо разобраться с возможными злоупотреблениями на заводе. "Весной было блокировано наращивание кредиторской задолженности на заводе. Теперь надо разбираться, есть ли в этой задолженности коммерческая составляющая", - сказал Высоцкий.
Главком подчеркнул, что если по результатам расследования будет выявлен состав преступлений в отношении его подчиненных, то они понесут ответственность. "Вне зависимости от занимаемой должности, прежних заслуг они будут привлечены к уголовной ответственности", - пояснил Высоцкий.
Он отметил, что к противопожарным службам Балтфлота у него претензий нет: "Они сделали главное и очень опасное - в первый момент обеспечили подъем баллонов с ацетиленом и кислородом, которые могли взорваться, и тогда пострадали бы два стоящих рядом судна".
Следствие: сварка или сигарета?
Уголовное дело было возбуждено по части 2 статьи 143 УК РФ (нарушение правил охраны труда, повлекшее по неосторожности смерть человека). Статья предусматривает максимальное наказание в виде трех лет лишения свободы.
Первую версию произошедшего - о сварочных работах как причине взрыва - косвенно опроверг на следующее утро зам главкома ВМФ Игорь Дыгало. По его словам, в ходе работ на борту судна сварочных работ не планировалось. "Об этом свидетельствует тот факт, что среди пострадавших сварщиков нет", - сказал он.
Однако позже пресс-служба регионального следственного управления сообщила, что личности погибших еще не опознаны из-за сильных повреждений.
Тем же утром источник, близкий к следствию, назвал предварительной версией следствия именно взрыв при сварочных работах. "Первые данные расследования свидетельствуют о том, что причиной пожара стало нарушение техники безопасности при проведении газосварочных работ на горловине топливного бака сухогруза "Енисей". В результате проведения этих работ произошел взрыв газовоздушной смеси с последующим возгоранием", - рассказал источник РИА Новости.
В субботу днем эту версию вновь подверг сомнению прибывший в Балтийск Владимир Высоцкий. "Есть три версии: скорее всего, курение, недостаточная герметичность изоляции, либо, возможно, рабочие ввиду полной бесконтрольности решили ускориться и провести сварочные работы, которые не были запланированы", - сказал адмирал.
О том, что сварка не планировалась, по мнению Высоцкого, говорит профессиональный состав погибших рабочих: трое из них - маляры, четверо - трубопроводчики.
"В совокупности причин состояния дел при таком проведении ремонта привело бы к трагедии если не 5 июня, то 6 или 7 это бы произошло", - заявил он.
В Калининградской области объявлен траур
Побывавший на месте трагедии в первый же день калининградский губернатор Георгий Боос сразу же пообещал помочь семьям погибших. Для этого позже была создана специальная комиссия под руководством областного министра труда и социального развития Галины Янковской. "Возможно, кому-то понадобятся деньги, кому-то надо помочь с решением социально-бытовых, жилищных вопросов. В семье одного погибшего 16 июня ожидается пополнение. Так что у всех все по-разному, будем решать", - сказал Боос журналистам.
Главком ВМФ Владимир Высоцкий также заявил о готовности оказать помощь семьям. "Это касается как вопросов оказания материальной помощи, так и обеспечения жильем, а также заботы о детях, лишившихся родителей", - сказал Высоцкий.
В субботу представитель Калининградской городской администрации сообщил, что помощь семьям погибших рабочих намерены владелец судна и ЗАО "ЕНЕКС" и компания "ПНК "Росбункер" - арендатор части части судоремонтного завода, где произошел пожар. Соответствующие документы они передали городской администрации Калининграда.
Как рассказал представитель горадминистрации, руководство компании "ЕНЕКС" решило выделить для немедленной единовременной выплаты семьям всех погибших 250 тысяч рублей.
"Компания принимает на себя все расходы, связанные с погребением погибших, по указанию их родственников. Семьям погибших будет оказана материальная помощь в размере 40 тысяч долларов каждой", - процитировал собеседник агентства письмо от компании.
Он также добавил, что совет директоров "ПНК "Росбункер" подтвердил готовность выделить 2,5 миллиона рублей на расчетный счет, выделенный специально для оказания помощи семьям погибших.
С родственниками жертв трагедии встретились главком ВМФ Высоцкий и губернатор Боос, отменивший поездку на Международный экономический форум, проходящий в эти дни в Петербурге. Они приняли решение об открытии для родственников прямой телефонной линии для постоянной связи с руководством области и ВМФ.
Воскресенье, 8 июня, объявлено в Калининградской области днем траура.