Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Топливо Westinghouse - не лучшая "пища" для АЭС

Европа опять натерпелась страху: в среду Еврокомиссия сигнализировала "тревогу" в связи с аварией на атомной электростанции "Кршко" в Словении. Инцидент пренеприятный: дала сбой система охлаждения на первом контуре реактора.

Татьяна Синицына, обозреватель РИА Новости.

Европа опять натерпелась страху: в среду Еврокомиссия сигнализировала "тревогу" в связи с аварией на атомной электростанции "Кршко" в Словении. Инцидент пренеприятный: дала сбой система охлаждения на первом контуре реактора. АЭС работает на американской модели фирмы Westinghouse, и марка топлива - тоже Westinghouse. В ужасе - Хорватия, она требует от соседей немедленной остановки ядерного монстра, на атомной почве уже нарастает политический скандал; АЭС «Кршко» стоит у самой границы этих двух стран и эксплуатируется ими обеими.

При каких обстоятельствах на АЭС случаются инциденты, подобные тому, что произошел? Когда происходит разгерметизация тепловыделяющих элементов (твэлов), из которых создаются конструкции тепловыделяющих сборок - они, собственно, и называются «ядерным топливом». Попросту говоря, прохудился какой-то из твэлов, и его радиоактивное содержимое загрязнило воду, охлаждающую корпус реактора.    

Дело в том, что каждый реактор имеет сложную, очень специфическую систему охлаждения, и если его не остужать, он просто расплавится (все же внутри происходит цепная реакция), а так температура поддерживается на необходимом уровне, 350-400 градусов. Вода, охлаждающая разгоряченный реактор, нагревается, идет процесс парообразования, за счет чего вращаются турбины, вырабатывающие электроэнергию.   

Система охлаждения реактора состоит из двух уровней: первый и второй контур. В данном случае, как сообщается, пострадал только первый контур. По-русски в таких случаях говорят - «легко отделались». Повезло, что радиоактивная вода не проникла дальше, на второй контур, иначе могла бы выйти из строя турбина. При большом количестве попадания топлива в остужающие контуры реактора - серьезный ремонт ему гарантирован.

В радиоактивном отношении инцидент, хотя и неприятный, но все же не катастрофический. По оценке профессора Александра Борового, сотрудника Российского научного центра «Курчатовский институт», «эта авария не представляет радиационной опасности». Ученый считает, что пока случившееся угрожает только финансовыми убытками АЭС «Кршко» и словенскому государству: каждый день простоя атомного реактора такого образца приносит примерно $1 млн. убытка, плюс - траты на ремонт. Другое негативное последствие - временный энергодефицит для Словении и Хорватии. Станция покрывала 40% национальной энергопотребности, экспортировала энергию, а теперь вынуждена снизить мощность до 22%.

Сам по себе этот инцидент - ни в коем случае не «Чернобыль». Еврокомиссия предупредила все 27 стран ЕС о возможной радиационной утечке, исходя, скорее, из установленной практики. Существуют эффективные способы оперативной очистки, и проблемы на «Кршко» будут устранены довольно быстро, в течение нескольких дней, как пообещал директор станции Стане Рожман. Однако бесследно случившееся вряд ли пройдет. Это мощный удар по репутации Westinghouse: авария элементарно заставляет задуматься о качестве ядерного топлива, которое он производит.

Ранее неприятное ЧП с топливом его марки пережила чешская АЭС «Темелин», где потребовалось досрочно выгружать тепловыделяющие сборки, серьезно ремонтировать реактор. И все из-за того, что Westinghouse неудачно пытался «приживить» свои топливные конструкции к реактору российского образца, чего не получилось. На сей раз, в словенском случае, топлива вырвалось, судя по всему, немного, но неизвестно, как все может обернуться завтра. Высокой надежностью топливные конструкции модели Westinghouse не обладают, это очевидно.

Нельзя не вспомнить о том, что опасную игру с атомным топливом, под лозунгом диверсификации, ведет Украина. 30 марта Национальная компания «Энергоатом» заключила дорогостоящий контракт с компанией Westinghouse на поставку партии топлива, несмотря на то, что оно по многим параметрам уступает российскому топливу, «родному» для реакторов, которые эксплуатирует Украина. В соответствии с контрактом, на Южноукраинскую АЭС должны прибыть 630 тепловыделяющих сборок для перезагрузки трех реакторов российского дизайна ВВЭР (водо-водяной энергетический реактор).

Политики бездумно действую в режиме некорректной диверсификации, неуважения к атомным истинам, и это не сулит ничего хорошего.

Впрочем, сроки доставки топлива Westinghouse намечены на 2011-2015 годы. Учитывая словенские события, Украина, возможно, еще и одумается.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Рекомендуем
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала