Хет-трик России (победы «Зенита», хоккейной сборной и Димы Билана) вызвал такой резонанс и столь разноречивые мнения, что требует отдельного обдумывания.
Что на поверхности?
На поверхности - декалитры патриотической пены, соотносимые по количеству с теми цистернами пива, что были поглощены в славном городе Манчестере шотландскими болельщиками по случаю проигрыша своей команды.
Мне всегда казалось, что едва ли не самая трудная наука в жизни - это наука проигрывать. Проигрывать с достоинством. Не пеняя на судей, на обстоятельства, на погодные условия, на мистические совпадения, на рок, на заговоры и т.д. Проигрывать, не посыпая голову пеплом, не теряя ее, не отводя душу на иномарках и на «Макдональдсах», не впадая в самоуничижение, что, как известно, паче гордости...
Мы в России - сильно неуспевающие по этой дисциплине, хотя было время, чтобы ее освоить и поводов - выше крыши.
Впрочем, как выяснилось, совершенно неожиданно для нас: побеждать, не теряя достоинства, головы и человеческого облика, не унижая проигравшего, не задевая его самолюбия - тоже наука. И тоже не простая.
Глядя на то, что происходило в ночном эфире телеканала «Россия» после победного «Евровидения», можно сказать, что она для нас за семью печатями. Эти выкрики срывающимися голосами: «Мы - лучшие!», «Мы - чемпионы!» «Мы всех порвали!!!». Этот экстаз двух музыкантов - Баскова и Пригожина, показавшийся мне, к слову сказать, фальшивым и потому неадекватным.
Только Артемий Троицкий попытался внести в эту вакханалию слепой гордыни ноту скептицизма: Дима Билан как певец - так себе, его песня - ничего особенного... Что же касается шоу-номера с участием мадьярского скрипача и олимпийского чемпиона по фигурном катанию, то по мнению музыкального критика, здесь еще есть место для креатива. Если бы на подтанцовку пригласить Алину Кабаеву (я бы отдал предпочтение Анастасии Волочковой с Ксенией Собчак), а на подпевку - Анну Нетребко (я бы добавил Дмитрия Хворостовского), то никого больше из конкурсантов в лупу нельзя было бы разглядеть.
Иронию и скептицизм критика его коллеги осудили, зашикали и замяли. А общий глас: мы показали Европе класс. А так же - кузькину мать. И пусть теперь знают наших.
Впрочем, «наших» и так знают. Причем, с обеих сторон: как с лицевой, так и с изнанки. Речь, в конце концов, не об этом. Когда человек влезает вольно или невольно в шкуру фанатичного болельщика, то он ведет себя одинаково необъективно, независимо от уровня образования и профессиональной компетенции. Тут человеком управляют эмоции, которые свинчиваются в смерч. Кто не спрятался, смерч не виноват. Разум боязливо отскакивает в сторонку и не без изумления наблюдает за охватившим все и вся безумием.
В иных случаях разум не без торжества и не без восторга наблюдает за ним.
Например, разум телеведущего аналитической программы «Постскриптум». Он поспешил с обобщениями. Он разглядел в победах российского спорта предвестие и предзнаменование возрождения имперского величия государства Российского. Не он один, конечно. Но он, пожалуй, громче и пафоснее других возвестил о нем.
Победа нашей сборной над сборной Канады, с его точки зрения, не только победа спортивная, но еще и политическая. Над Западом. За сим зазвучали достаточно гневные претензии к тем, кто требовал, чтобы Россия отреклась от своей истории, отторгла бы свою славу. Кто этого требовал?.. Покажите на этого человека пальцем. Назовите его фамилию.
Почему-то в связи с триумфом «Зенита» Пушков вспомнил битву под Москвой. Чтобы придать своей риторике более драматичный характер, он кое-что резкое сказал от имени Запада, который, якобы, заявил: «Оставьте победы для нас, а сами встаньте в очередь за поражениями».
Это они - нам. А мы им - Диму Билана, и вся Европа пала ниц у подножия пьедестала, на котором уверенно возвысилась «Россия».
Еще Булат Окуджава, лирическая душа послевоенной России, огорчался по поводу того, что иные наши пьедесталы выше наших же побед.
С Биланом тот самый случай.
Он, как, впрочем, и большинство поп-идолов, - продукт пиара в незамутненном виде: большой мыльный пузырь, к которому из всех возможных сил цепляют бренд под названием «Россия», что ничего, кроме иронической улыбки вызвать не может.
...А, потом, надо иметь в виду, что спортивно-творческие триумфы - не очень надежный фундамент для великодержавных амбиций. В спорте, ведь, как заведено: сегодня - я, а завтра - он. Что станется с национальной гордостью великоросса, если наша сборная завтра пролетит на «Евро-08», а послезавтра - на пекинской Олимпиаде? Снова будем посыпать голову пеплом, клясть Абрамовича за то, что он свои нефтедоллары втюхивает не в ту прорву?
В спорте величие измеряется голами, секундами, килограммами. В политике - единиц измерений не счесть, все очень субъективно и многофакторно, и поливекторно.
Взбадривать время от времени национально-государственную гордыню посредством спортивных рекордов, сияющих кубков и медалей с золотым отливом можно, но тут важно не пересолить, не переборщить, не пережать, не перегнуть и т.д.
Спортивные победы, они - для хорошего настроения, для самоуважения. Когда же их утилизируют в пропагандистских целях, то ничего, кроме национально-государственного чванства, из этого не выходит.
Едва пена отстоялась, как последовали разборки и разводки. И тут западные аналитики удивили, по правде говоря, не меньше, чем отечественные.
Отечественные что? Они со скрипом, но признали, что Дима - не чемпион по вокалу. И не чемпион - по музыкальной композиции. Он - чемпион по голосованию.
Голосование - отдельная дисциплина. И в данном случае все козыри были на руках у сборной России по попсе. Я уже писал об этом в предыдущей колонке. Просто русскоязычное сообщество все еще солидарно и русско-культурное пространство по-прежнему живо. А то, что и сообщество и пространство сегодня разъяты на отдельные гособразования, и то, что их взаимосвязи осложнены амбициями отдельных политиков и госэлит, так это, в сущности, рябь на воде.
Западные же эксперты, анализирующие исход «Евровидения», удивили много больше. Во-первых, потому, что от них можно было услышать такую глупость, что вся Восточная Европа проголосовала за Билана от испуга. Что, мол, Россия в случае чего перекроет ей газ. Во-вторых, что Россия коррумпировала с помощью своих нефтедолларов всю структуру конкурса и таким образом купила победу для себя. В-третьих, они обиделись на Россию и особенно на те страны, которые Запад только-только приютил, дал им кров, пригласил за стол... А они...
Вот будет фокус, когда Косово, получив право участвовать в конкурсе, станет голосовать в первую очередь за Сербию, а во вторую за Россию.
Терри Воган, популярный в англоязычном мире комментатор, даже пригрозил конкурсу бойкотом, если его организаторы не изменят правила голосования.
Это все разговоры на уровне Жириновского и Митрофанова.
...Я-то думал, что только мы не умеем проигрывать с достоинством.
***
Проигрыш Запада не в том, что их поп-идолы оказались на последних местах. А в том, что Европа в социо-культурном плане по-прежнему разделена. Не «железным занавесом», как думает тот же Воган, но, все-таки... Назовем его «попсовым». А «Евровидение» в данном случае - всего лишь индикатор этой все еще, как мы видим, серьезной разобщенности.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции