Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.
Киберпространство, не так давно бывшее лишь забавной игрушкой и предметом размышлений авторов-фантастов, все более плотно смыкается с повседневной жизнью. Все большая степень "оцифровки" документооборота, деловой активности, информационного обмена во всех отраслях, привела к необходимости озаботиться вопросами безопасности в киберпространстве.
В 2007 году ВВС США создали специальное командование для управления операциями в киберпространстве. Весной 2008 года вопросами кибервойн озаботились европейские страны-члены НАТО, принявшие решение о постройке соответствующего центра в Эстонии. В мае этого года в Таллинне было подписано соответствующее соглашение.
Очередное расширение пространства войны не является неожиданностью - это продолжение процесса, начавшегося многие тысячи лет назад. Утвердившись на земле, человек освоил мореплавание, немедленно приспособив водную поверхность для военных нужд. Спустя несколько тысяч лет, новой ареной войны стал воздух - вслед за привязными аэростатами военные освоили дирижабли и аэропланы, раньше, чем эти полезные изобретения были использованы для мирных нужд.
Прогресс ускорился. Путь от первых лодок-долбленок до самолета братьев Райт занял многие тысячелетия. Следующий этап - от первого самолета до первого спутника - 54 года. И, как и раньше, вновь освоенное пространство приспосабливается для военных нужд - космические аппараты соответствующего назначения с 60-х годов XX века становятся неотъемлемой частью военной машины наиболее развитых стран.
И - уже в конце XX века - человек начал осваиваться в созданном им самим кибермире. О приспособлении этого мира для военных целей говорить нельзя - он был создан для них изначально. Можно говорить о расширении этих целей - если 20-25 лет назад речь шла лишь об оперативном обмене информацией, то сейчас сложно подобрать определение, достаточно точно выражающее суть киберпространства и его возможности. Фактически, это действительно новый мир, содержащий огромное, постоянно растущее количество объектов, критически важных для функционирования современного общества.
В этих условиях создание киберцентра в Эстонии, предназначенного для защиты сетей этой страны от атак хакеров, выглядит вполне логичным шагом со стороны НАТО - информационная безопасность любой из стран является информационной безопасностью блока в целом, и прекращение функционирования тех или иных критически важных узлов неизбежно скажется на общей обороноспособности Альянса.
Если есть оборона - то есть и нападение. Атаки на стратегические информационные объекты давно рассматриваются военными как неотъемлемая часть ведения войны. Возможность подорвать экономику противника - взломав Следуювысоким степеньюнирования тех или иных критически важных узлов неизбежно скажется на общей обороноспособности Альянсазные его биржевые серверы и сети крупнейших банков, транспортную сеть - парализовав компьютерные системы управления воздушным и железнодорожным движением, СМИ - «обрушив» сайты новостных агентств и интернет-изданий является одним из залогов быстрой победы. Защититься от этих атак методом примитивизации - отказавшись от использования сети в стратегически важных отраслях - невозможно. Такой отказ сам по себе отбросит экономику на десятилетия назад и будет означать поражение.
То же самое касается и военных систем - современную армию невозможно представить без огромного по объему обмена информацией через компьютерные сети. И эти сети также уязвимы.
Отсюда единственный вывод - победа в кибервойне может быть достигнута собственными активными действиями в этой сфере. Причем, для победы совсем не обязательно иметь многочисленные команды квалифицированных хакеров - иногда можно просто перевернуть игровую доску рукой, смахнув с нее фигуры.
Для кибервойн роль такой «руки» играет электромагнитное излучение (ЭМИ), способное вывести из строя подавляющее большинство радиоэлектронных устройств. Наиболее мощный электромагнитный импульс дает ядерное оружие, применение которого в целях подавления систем связи планируется военными развитых стран еще с 60-х годов. Есть, однако, и менее радикальные средства - так называемые ударно-волновые излучатели (УВИ), применяемые в электромагнитных бомбах и артиллерийских снарядах. Подобные боеприпасы могут выводить из строя электронику в радиусе нескольких сотен метров.
Кибервойну многие считают более гуманной, чем войну обычную. В конце концов, взлом сетей непосредственно никого не убивает, а артиллерийский снаряд с УВИ может убить, только попав прямо в человека, что маловероятно. Однако, это впечатление ложно. Паралич экономики и транспорта крупного государства опосредовано повлечет не меньше жертв, чем военный конфликт, а возможный предпринятый ответный ход с использованием классических средств поражения до ядерного оружия включительно - может стоить колоссальных жертв уже всему человечеству.
Мир становится все более взаимосвязанным и уязвимым. Живя в стеклянном доме - не стоит бросаться камнями.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции