Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.
15 мая 1988 года в соответствии с подписанными за месяц до того Женевскими соглашениями, СССР начал вывод войск из Афганистана. 20-летний юбилей дает повод попытаться разобраться в военных аспектах последней войны Советского Союза, по убеждению многих ставшей одной из главных причин его развала.
Война, стоившая советской армии больше всего жизней в период после 1945 года, была нестандартной. Такой же нестандартной, как и вьетнамская война для США. И точно так же, как американцы, советские войска были вынуждены заново учиться уже в ходе военных действий.
Датой ввода советских войск в охваченный гражданской войной Афганистан считается 25 декабря 1979 года, когда на территории страны появились первые подразделения 40-й армии. Сухопутные части начали переход государственной границы в 15:00 по московскому времени. 27 декабря 1979 года советские войска взяли под контроль Кабул - на аэродром была посадочным способом десантирована 103-я воздушно-десантная дивизия.
Однако первые советские части появились в Афганистане задолго до 25 декабря - 7 июля 1979 года на аэродроме Баграм с целью его охраны был высажен воздушно-десантный батальон.
Ввод советских войск в Афганистан завершился в январе 1980 года, когда на территории этой страны были развернуты две мотострелковые одна воздушно-десантная дивизия, одна десантно-штурмовая бригада и два отдельных полка. Общая численность контингента составила 52 тысячи человек.
Крупные операции советских войск против антиправительственных вооруженных формирований начались уже в марте 1980 года. На этом этапе формирования душманов действовали против советской армии крупными силами, не уходя от прямых столкновений, что позволило быстро осуществить разгром крупных группировок в районах Джелалабада, Файзабада, Баглана, и других городов.
Поняв, что открытые бои крупными силами против советской армии приведут лишь к быстрому разгрому, полевые командиры оппозиции изменили свою тактику. Основным противником ОКСВ (ограниченный контингент советских войск) стали мобильные отряды численностью 20-100 человек, использующие партизанскую тактику. Оппозиция еще до ввода советских войск получала помощь из-за границы, прежде всего от Пакистана. После ввода объемы этой помощи многократно возросли. Поддержку душманам начали оказывать США, страны НАТО, Иран и Китай. На вооружении противника со временем стали появляться все более современные системы - мины, автоматическое оружие, переносные зенитно-ракетные комплексы, включая новейшие «Стингеры».
В этих условиях советской армии пришлось перестраиваться - опыт собственных действий в Средней Азии, на Украине и в Прибалтике был уже забыт, а опыт контрпартизанских действий основного врага - германского вермахта - толком не изучался. В результате, учиться пришлось на месте.
Смена тактики противника привела к тому, что значительная часть советского контингента была отвлечена на охрану режимных зон и коммуникаций, а также оборону объектов советско-афганского сотрудничества и проводку колонн. Возникла необходимость усиления контингента - 40-я армия получила еще одну мотострелковую дивизию и два отдельных полка. Численность ОКСВ составила 82 тысячи человек, в том числе 62 тысячи - в боевых подразделениях. С воздуха действия советских войск поддерживал 34-й авиационный корпус (позже переформированный в ВВС 40-й армии). Всего к концу 80-го года ОКСВ располагал 600 танками, 1500 БМП, 2900 БТР, 500 самолетами и вертолетами, 500 артиллерийскими орудиями калибра более 100 миллиметров.
Кроме Сухопутных войск и ВВС в Афганистане были развернуты подразделения спецназа ГРУ Генерального Штаба, КГБ, части внутренних войск МВД СССР. С территории СССР действия советского контингента поддерживались подразделениями бомбардировочной авиации, включая стратегическую.
В Афганистане советские войска прошли сложный путь перестройки. В частности, выяснилось, что оснащенные и подготовленные для действий в условиях глобальной войны с использованием ядерного оружия военно-воздушные силы СССР, также как и американские ранее, не способны зачастую обеспечить оперативную поддержку своих подразделений на поле боя. Однако, в отличие от ВВС США во Вьетнаме, к началу афганской войны советская авиация уже имела инструмент, способный решить большинство задач по непосредственной поддержке войск. Таким инструментом стал дозвуковой штурмовик Су-25, разработанный с оглядкой на опыт как Второй мировой войны, так и боевых действий во Вьетнаме и на Ближнем востоке. Самолет, серийное производство которого разворачивалось практически параллельно с вводом войск в Афганистан, стал самым популярным, наряду с вертолетами, летательным аппаратом этой войны.
В сухопутных войсках была произведена переоценка роли и значения бронетехники. Бронетранспортеры и БМП, разработанные для маневренных действий на европейском ТВД, не слишком хорошо подходили для рутинного патрулирования по насыщенной минами территории Афганистана. Экипажи при подрыве на минах несли большие потери. В итоге, вошел в моду «афганский стиль» использования бронемашин, с размещением готовой к бою пехоты на броне сверху. Десантные отделения БМП и БТР при этом использовались для перевозки различных грузов. Кое что, впрочем, осталось неизменным - свою репутацию самой защищенной и мощной боевой машины подтвердил танк.
Танки Т-55 и Т-62, состоявшие на вооружении танковых батальонов и полков в составе ОКСВ, использовались для самых разных задач: охрана и оборона стратегических объектов, сопровождение колонн, разминирование (с помощью колейных тралов) поддержка войск в боевых операциях.
Бронирование танков в большинстве случаев обеспечивало выживание экипажа как под обстрелом из типовых противотанковых средств душманов, так и при подрывах на минах, а высокая огневая мощь позволяла уверенно поражать любые цели. Единственным (и существенным) недостатком танков в условиях войны на горном ТВД, стала невозможность поражать цели, расположенные на высотах более 30 градусов по отношению к позиции машины из-за ограниченного угла возвышения пушки. Для поражения таких целей танкисты использовали крупнокалиберные зенитные пулеметы. Огонь из ДШК велся заряжающим из открытого люка, что повышало риск ранения или гибели.
Очень большое значение в условиях Афганистана приобрели артиллерийские части. Артиллерия оказалась наиболее универсальным средством, позволяющим быстро и точно поражать как неподвижные укрепления, так и перемещающиеся группы противника. На вооружении ОКСВ находились стандартные для того времени системы - минометы, гаубицы, пушки и РСЗО калибром от 82 до 240 миллиметров. Для решения особо сложных задач использовались дальнобойные 152 и 203-миллиметровые самоходные пушки, а также 240-миллиметровые самоходные минометы. Во второй половине войны артиллеристы получили на вооружение управляемые снаряды 152-миллиметрового калибра и 240-миллиметровые управляемые мины, что значительно повысило возможности по внезапному уничтожению важных целей.
Исключительно важная задача, в силу сложного рельефа местности и партизанских действий противника, выпала подразделениям «быстрого реагирования», роль которых в Афганистане исполняли части ВДВ и армейской авиации. Тандем «вертолеты-десантники» стал, пожалуй, одним из самых важных зрительных образов афганской войны, наряду с тянущейся по дороге бесконечной змеей грузовой колонны. Парашютно-десантные и десантно-штурмовые части в силу высокой мобильности и индивидуальной подготовки использовались для внезапных и решительных операций по уничтожению важных опорных пунктов и баз душманов, засад на пути караванов противника, охраны особо важных коммуникаций. Во взаимодействии с мотострелками десантники использовались для так называемого «вертикального охвата», занимая позиции в тылу противника и предотвращая его отход под давлением танков и мотострелков, что позволило уничтожить многие крупные отряды противника.
Вертолеты в этих действиях стали верными помощниками, как для десантников, так и для ОКСВ в целом. Они использовались как для переброски грузов и войск, так и для разведки и непосредственного уничтожения противника. Основными вертолетами, использовавшимися в афганской войне, стали транспортные Ми-6, транспортные и транспортно-боевые Ми-8, боевые Ми-24.
Подробный рассказ о тактических аспектах афганской войны невозможно уместить в статью - для этого требуется книга. Подводя итоги войны в целом, можно сказать, что, не проиграв ни одной операции и стабильно выполняя поставленные задачи, армия, тем не менее, не смогла выиграть эту войну. Как и армия США во Вьетнаме.
Причина была далека от военных проблем - ключ к победе или поражению в партизанской войне никогда не лежит на поле боя. К сожалению, как показывает практика последних лет, 15 тысяч погибших в Афганистане советских солдат, равно как и 58 тысяч погибших во Вьетнаме американцев оказалось недостаточно для того, чтобы этот урок был усвоен.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции