Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости.
Крупные торжества - дело затратное, а такие как военный парад особенно. Еще за четыре дня до праздника столичный мэр подписал распоряжение «О мероприятиях по подготовке и проведению военного парада частей Московского гарнизона 9 мая 2008 г. на Красной площади». Судя по документу, на подготовку парада и устранение его последствий городские власти потратят около 1,2 млрд руб. Благотворительность в планы столичных чиновников не входит, а потому все расходы город намерен восполнить за счет федерального бюджета.
Только вот подсчитать точно, какой ущерб нанесет столичным дорогам именно военная техника, а какой многомиллионная армия гражданских машин, оказалось весьма затруднительно.
Такого зрелища постсоветская Россия еще не видела - впервые за 18 лет власти решились устроить парад, с участием военной техники. Более ста боевых машин - танков, самоходных орудий, ракетных установок проехали по центральным улицам столицы, а затем прошли парадным маршем по Красной площади. Однако самый масштабный в истории новой России военный парад может стать причиной финансовых разногласий между федеральными властями и правительством Москвы.
Казалось, военные предусмотрели все - даже танки «обули» в специальные асфальтоходные гусеницы с резиновыми накладками. Кстати, как сообщили во время репетиции парада военные, такая подготовка сама по себе стоит дороже, чем ремонт асфальтового покрытия, после прохождения техники. Да и в ходе репетиций, по признанию первого заместителя мэра Петра Бирюкова, ничего страшного не произошло, зафиксированы лишь локальные повреждения дорог «в виде проседания на люках и незначительные повреждения дорожного покрытия».
Тем не менее, согласно Распоряжению, именно на ремонт дорожного покрытия и пойдет основная часть денег - 1,044 млрд руб. Еще 74 млн руб. будет потрачено на ремонт брусчатки, гранитного бордюра и плит на Красной площади, Васильевском спуске и Манежной площади. Конечно, требования города возместить расходы на устранение последствий парада вполне справедливы, но есть одна загвоздка: как отличить повреждения, нанесенные военной техникой от тех, что наносят гражданские автомобили.
Специалисты уверяют, что военные машины наносят дорогам не больший урон, чем гражданские, особенно, если речь идет о тяжелой строительной технике. Вот пример: удельное давление на грунт танка Т-90 - 0,91 кг/кв. см, у ракетного комплекса «Тополь-М» - 2 кг/кв. см - такой же, как у автомобиля «Волга». А удельное давление самосвала КАМАЗ - 2,5-3 кг/кв. см. Чему действительно могут повредить танки и армейские тягачи, так это сооружениям, для которых критичен именно вес транспортных средств - мостам и перекрытиям тоннелей. Об этом тоже позаботились - на установку специальных усиливающих распорок и домкратов в подземных переходах торгового комплекса на Манежной площади потратили 16, млн. руб. И как заявил еще во время подготовки парада начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев, «никакого влияния на конструкции перехода оказано не было».
А вот то, что обилие автомобилей, в том числе и тяжелых, регулярно приводит к порче асфальтового дорожного покрытия ни для кого не секрет. В Москве, как известно около 3,6 млн автомобилей, на крупных автострадах, машины давно ездят по продавленным в асфальте колеям, да и «просевшие» люки тоже не редкость. На некоторых участках Каширского шоссе, к примеру, асфальтовое покрытие латается по несколько раз в год.
В центре ситуация не многим лучше, вот и выходит, что дороги ремонтировать надо, но будет ли этот ремонт устранением последствий парада - еще большой вопрос.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции