Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Авторы новых фильмов о войне искажают историю, считают архивисты ФСБ

Говоря о новом сериале "Апостол", главный хранитель архивов Лубянки сообщил, что органы НКВД действительно иногда посылали в тыл врага не профессиональных разведчиков, а гражданских лиц, но фильм вообще не построен на архивных данных.

МОСКВА, 8 мая - РИА Новости. ФСБ России готова предоставлять все имеющиеся в ее распоряжении архивы создателям фильмов о войне, но они за документами не обращаются и искажают историю, заявил начальник Управления регистрации и архивных фондов ФСБ России генерал-лейтенант Василий Христофоров.

Главный хранитель архивов Лубянки в интервью, которое "Российская газета" публикует в День Победы 9 мая, отметил, чтов появившихся в канун Дня Победы фильмах о войне много неточностей.

Говоря о новом сериале "Апостол", архивист сообщил, что органы НКВД действительно иногда посылали в тыл врага не профессиональных разведчиков, а гражданских лиц, но фильм вообще не построен на архивных данных.

"На мой взгляд, там есть и неточности. Например, в начале сериала главного героя, обычного учителя, в роли которого выступил блестящий актер Евгений Миронов, офицер НКВД, сыгранный Николаем Фоменко, угрозами вынуждает переправиться за линию фронта и стать диверсантом", - сказал Христофоров.

"Не было такого никогда. Историческая правда заключается в том, что в тыл противника посылали только добровольцев", - заявил главный архивист ФСБ.

По его словам, в архиве хранятся сотни документов и рапортов, в которых простые советские люди писали, что считают за честь пойти в тыл противника и выполнить любое, пусть даже самое маленькое, задание.

"НКВД не только не испытывал недостатка в кандидатах в разведчики, но еще и выбирал среди многочисленных добровольцев наиболее подходящих", - сообщил он.

По его словам, фильм искажает и то, как обращались с семьями разведчиков-добровольцев.

"Если помните, как только главного героя забирают в НКВД для подготовки, с его женой чекисты и чиновники творят что-то невообразимое. Документальные данные, хранящиеся в изобилии в нашем архиве, свидетельствуют об обратном. Как только добровольцев записывали в разведшколы, их настоящие семьи брались под полную правовую, физическую и социальную защиту, конечно, насколько это было возможно в условиях войны", - заметил Христофоров.

Он рассказал, что известен случай, когда семье разведчика местными органами было отказано в продовольственной карточке. "Чиновники посчитали, что они, деревенские жители, могут прокормиться, так сказать, сами с собственного участка. Но те пожаловались в органы НКВД и карточку им вернули", - сказал Христофоров.

Он уверен, что художественный вымысел не должен искажать историческую правду.

По его словам, авторы "Апостола" в архивы ФСБ ни разу не обращались, хотя в начале показа позиционировали свое произведение чуть ли не полностью основанным на архивных данных. Христофоров отметил, что авторы лишь где-то к середине сериала признали, что документальной подоплеки в нем нет.

"Отличие же художественного вымысла от неправды в том, что в вымысле лишь приукрашиваются и дописываются некоторые детали, которые не влияют на суть предмета. Наиболее наглый и беспринципный пример околоисторической лжи - это фильм "Сволочи". Его создатели заведомо знали, что создают фальшивку, с точностью до наоборот воспроизводящую события сороковых годов", - отметил начальник Управления регистрации и архивных фондов ФСБ России.

Он рассказал, что создатели фильма задолго до съемок получили ответ на запрос о диверсантах-подростках

"Мы им написали, что лагерей для диверсантов из подростков НКВД никогда не имел и подростки с диверсионными целями в тыл противника не направлялись. Но у нас есть документальные свидетельства о том, что немецкая разведка, со своей стороны, отбирала из числа пленных одаренных советских детей, готовила их в диверсионных школах и забрасывала в наш тыл. В ответе мы также указали, что готовы предоставить все имеющиеся в нашем распоряжении архивы и документы по этой теме. Авторы "Сволочей" сказали нам спасибо, но никто из них у нас больше не появился", - рассказал Христофоров.

По его словам, ФСБ была готова раскрыть архивы НКГБ 1943 года, в которых говорится о первых задержаниях юных диверсантов, подготовленных немецкой разведкой. За первую декаду сентября органами НКГБ было задержано 10 диверсантов в возрасте от 14 до 16 лет, переброшенных в тыл Красной Армии на самолетах.

"Пятеро из них добровольно сдались после приземления, а остальные были задержаны в результате спец операции", - сообщил Христфоров.

"Из их допросов оперативники и узнали все детали плана гитлеровцев. Первоначально немецкая разведка создала лагерь для подростков в июне 1943 года в 4 километрах от Смоленска. Скоро дети под видом экскурсантов были переведены в Германию - местечко Вальдек под Касселем", - рассказал он.

После ареста первой группы несовершеннолетних диверсантов был зафиксирован еще один случай. "В ноябре 1943 года в Полтавской области сотрудниками НКВД была задержана группа из 4 немецких агентов. Среди них двое подростков 14 и 15 лет. Диверсанты прошли обучение в разведшколе "Абвер Трупп-203". Они должны были совершить диверсии на железнодорожном участке Полтава-Кременчуг также с использованием взрывчатки, замаскированной под уголь", - сообщил Христофоров.

По его словам, ФСБ готовит к рассекречиванию также большое количество документов, касающихся заградотрядов, вокруг которых давно сложилось много вымыслов.

"Заградотряды выполняли больше комендантские функции. Они отлавливали дезертиров и лиц без документов, выявляли шпионов, а отступающих возвращали в части. Они были армейскими, во главе их стоял офицер НКВД. При каждой армии формировалось по три-пять заградотрядов по 200 человек. Они располагались в тылу, как тогда говорили, неустойчивых дивизий, которые раньше себя проявили массовыми отступлениями и фактами дезертирства. И в общем-то неплохом сериале "Штрафбат" именно деятельность заградотряда показана наиболее искаженно", - считает представитель ФСБ.

Рекомендуем
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала