Татьяна Синицына, обозреватель РИА Новости.
Результаты государственного экологического мониторинга, проведенного в 2007 году, показали, что на природную территорию, прилегающую к Байкалу, негативно влияют три основных фактора: увеличение сбросов целлюлозно-бумажного комбината, нарастающий браконьерский вылов омуля, а также стихийная застройка берегов частными домами и базами отдыха. Все эти проблемы обсуждались на втором заседании Межведомственной комиссии по вопросам охраны озера Байкал в Министерстве природных ресурсов
Байкал - истинный патриарх всех озер мира. Обычный век озера - не более 15 тысяч лет: его губят и стирают с лица Земли осадки. Байкал, возникший 25 миллионов лет назад, не проявляет ни единого признака старения. Он хранит каждую пятую каплю земной пресной воды - 23 млрд. тонн. Такого запаса хватило бы на 40 лет всему человечеству, и это дает право говорить о Байкале как о стратегическом ресурсе цивилизации.
Экологический мир Байкала уникален: в нем обитают более 1000 разновидностей флоры, 1550 видов фауны, в том числе - эндемики - омуль, нерпа и др. Одному из эндемиков, рачку эпишуре, Байкал обязан своей кристально чистой водой. Этот миниатюрный родственник креветки постоянно трудится, фильтруя полуметровый верхний слой воды, обогащая ее кислородом, доводя до идеала.
Тем временем существование самих рачков-санитаров с каждым годом все больше угнетается: специалисты говорят о признаках деградации эпишуры: страдают жабры, утончается панцирь. Погибнет эпишура - омертвеет озеро. К сожалению, такая фатальная связь - не метафора, а реальность.
Ход чудовищной идее поставить целлюлозный комбинат на берегу уникального озера полвека назад дал Никита Хрущев. Идеологи проекта воспринимали Байкал как источник сверхчистой воды, необходимой для производства сверхпрочной кордной целлюлозы. В этом материале нуждалась развивающаяся космическая программа. Байкальский комбинат строился быстро, но еще быстрее был найден новый способ решения «кордной» проблемы. Между тем, производство было запущено - не простаивать же мощностям.
На протяжении всей этих лет позиция ученых была категорична: спасти Байкал можно только, если закрыть комбинат. Но сделать это не представляется возможным до тех пор, пока не будет найдено решение серьезной гуманитарной задачи, связанной с судьбой города, выросшего благодаря комбинату, связанного с ним материальными, моральными, инфраструктурными узами.
Не сбросишь со счетов и другой немаловажный фактор. Сегодня контрольный пакет акций БЦБК (51%) - в частных руках (49% - у государства). Это, конечно, не означает, что на хозяев нет управы. В 1997 году Госдума приняла Закон о Байкале, согласно которому деятельность комбината строго ограничивалась. Был наложен запрет на развитие производства, предписывалось обеспечить ему замкнутый цикл. Но буква закона, к сожалению, не всегда уважается, во всяком случае, в России: производство наращивается и замкнутый цикл никак не реализуют.
По данным Сибирского филиала компании «Росгеолфонд», обобщившего результаты экологического государственного мониторинга, в 2007 году из-за роста производства Байкальского ЦБК количество сбросов сточных вод увеличилось (по сравнению с 2006 г.) на 9% и составило 41,1 млн. куб.м. Кроме того, происходит утечка стоков, просачивающихся в подземные воды и попадающих в озеро. Их объем в прошлом году составил 898 тыс. куб.м.
Руководитель управления Росприроднадзора по Иркутской области Александр Поляков привел на заседании Межведомственной комиссии по проблемам Байкала еще один негативный факт. Комбинат складирует на берегах золу, до 400 тысяч тонн, и она тоже проникает в подземные воды.
Пока производители целлюлозы загрязняют Байкал стоками, браконьеры не упускают своей рыбачьей выгоды. Несанкционированный вылов омуля за год увеличился на 10% и составил более 400 тонн. Заметая следы нелегального промысла, браконьеры бросают сети с гниющей рыбой в воду, засоряя озеро. Не теряют времени зря и самовольные застройщики: дачи, дома, огромные виллы растут на байкальских берегах, как грибы. На подъездах к озеру можно увидеть рекламные щиты, отдающие цинизмом: «Продам кусок Байкала, недорого».
Мониторинг Байкальской природной территории (386 тыс. км2) осуществляют 7 различных ведомств, отслеживая состояние 30 компонентов природной среды и факторов негативного воздействия на нее. Функционирование этой многослойной системы требуют четкой координации. Пока она не обеспечивает полноценной картины байкальских проблем - к такому выводу пришли члены Межведомственной комиссии. Для исправления ситуации разработан «План мероприятий по совершенствованию государственной системы мониторинга уникальной экологической системы озера Байкал и Байкальской природной территории».
В первую очередь предусматривается реконструировать наблюдательную сеть, усилить аэрокосмический мониторинг, разработать недостающие нормативные документы. Изменится также порядок проведения государственного экологического мониторинга уникальной байкальской системы. Конечная цель - выявление причинно-следственных связей между состоянием компонентов природной среды и воздействующими на нее факторами.
Экологическое благополучие Байкала заботит не только Россию, его контролируют и различные международные структуры. К этому обязывает статус уникального сибирского озера, как «шедевра природы», включенного в список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Нельзя забывать, однако, что у ЮНЕСКО есть и другой, «черный» Список под названием «Природное наследие в опасности». Не угодить бы в него.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции