Андрей Муртазин, обозреватель РИА Новости.
Можно ли править страной почти 30 лет, и в целом успешно? Египетский - хотя не только египетский - опыт показывает, что такое случается. 4 мая 2008 года исполнилось 80 лет президенту Египта Хосни Мубараку. Боевой генерал, участник всех арабо-израильских войн, руководит Египтом уже 27 лет. Президент Мубарак обладает колоссальным авторитетом не только у арабов. Его заслуги признают в России и США, в Европе и Азии, как друзья, так и враги.
Мубарак - частый гость в России, за последние 10 лет он 5 раз посетил Москву. На сей раз он встречался не столько с Владимиром Путиным, но и с Дмитрием Медведевым. Там он проявил чувство необычного юмора. «Вы мало отличаетесь друг от друга. Вы даже внешне похожи. Когда шел в Кремль, терялся в догадках, кто есть кто», - сказал Мубарак Путину после встречи с вновь избранным президентом. Возможно, Мубарак подразумевал, что на Востоке либо передают власть своему родственнику - преемнику, либо захватывают ее силой, но в этом случае предшественника либо казнят, либо предают забвению?
Мубарак - это целая эпоха. Хотя он стал президентом Египта не в результате дворцового переворота, а волею случая, 6 октября 1981 года в результате убийства тогдашнего президента страны Анвара Садата. В него стрелял участник парада молодой офицер Халед Исламбули, бывший членом исламской экстремистской группировки братьев-мусульман. Группировка вынесла Анвару Садату смертный приговор за то, что тот заключил мирный договор с Израилем. Тогда многие считали Мубарака переходной фигурой, однако сейчас мы видим, что он намного пережил своих предшественников.
До того, как стать президентом, Мубарак не занимался политикой. В бытность Насера он был лоялен к его режиму, но не поддерживал насеровский социалистический эксперимент в своей стране. Мубарак учился в СССР - закончил военную Академию, но при этом не «заразился» идеями коммунизма.
Мубарак стал президентом, когда Египет переживал не самые лучшие времена. После заключения Кэмп-Дэвидских соглашений в 1978 году и египетско-израильского мирного договора в 1979-м, Каир не только потерял президента (Садата), но и оказался в международной изоляции. Почти все арабские страны разорвали с Египтом дипломатически отношения, а штаб-квартира Лиги Арабских Государств была перенесена из Каира в Тунис. Но умение Мубарака искать компромиссы, готовность вести диалог с США и Израилем принесли свои плоды. Уже через 13 лет, когда начался Мадридский мирный процесс на Ближнем Востоке, Египет проявил себя идеальным посредником между палестинцами и израильтянами.
В 90-е годы Мубарак заметно усилил свои позиции, а курортное египетское местечко Шарм Аш-Шейх, наряду с лужайкой Белого Дома, стало площадкой для множества мирных переговоров по ближневосточным проблемам.
То есть на старте XXI века Египет стал одним из крупнейших региональных игроков. И все это - благодаря тому, что Мубарак озвучил идею перехода от стратегического противостояния к стратегическому миру на Ближнем Востоке, и эта идея нашла полную поддержку не только среди арабов, но и в мире.
Хосни Мубарак нормализовал отношения с Москвой, прерванные его предшественником Анваром Садатом. Он предложил России почти «нулевой вариант» - аннулирование долга Египта Советскому Союзу в обмен на долги, взятые Россией у Египта в начале 90-х годов прошлого века. В результате стороны пришли к компромиссу, и в 1997 году во время своего визита в Москву Мубарак объявил Россию стратегическим союзником и партнером, как называли СССР при президенте Насере.
В 80-е годы Египет достиг больших успехов и в сфере экономики. Начатая еще в 1974 году президентом Садатом политика открытых дверей для иностранного капитала - «инфитах» - была существенно скорректирована в пользу национальных интересов страны. Мубарак заявил: двери открываются на столько, насколько это выгодно национальному капиталу. Он при этом решительно начал свертывать государственный сектор, ввел льготное законодательство для тех египтян, кто решил вкладывать капитал в экономику страны, повел непримиримую борьбу с коррупцией, установил конвертируемость египетского фунта, в общем - попытался конвертировать социалистические и капиталистические идеи в некую специфическую модель АРЕ.
Что в итоге получилось? Чуть менее месяца назад, 6 апреля, в Египте прошла волна забастовок, первая за последние 30 лет. В Каире, Александрии, других городах бастовали работники текстильной промышленности. В акции приняли участие порядка 40 тысяч человек. Бастующие выступали против очередной приватизации госпредприятий, требовали от государства повышения зарплаты и улучшения условий труда. Впрочем, до демонстраций и беспорядков дело не дошло. Да и сами демонстрации запрещены законом. После убийства президента Анвара Садата 6 октября 1981 года в Египте было введено чрезвычайное положение, которое до сих пор никто не отменял.
Примечательно, что бастующих осудили не только правящая национально-демократическая партия, но все оппозиционные партии и движения, включая запрещенных «братьев-мусульман».
Режим Хосни Мубарака держится прочно. Свидетельством тому - игра в демократию. Проведя почти четверть века у руля государства, 7 сентября 2005 года Мубарак провел первые в истории страны альтернативные президентские выборы, на которых он набрал 88,6%. Президент Египта по конституции избирается на 6 лет, то есть до 2011 года. Правда, в египетской конституции есть статья, позволяющая продлевать полномочия главы государства путем всенародного референдума, без выборов, чем прежде и пользовался нынешний глава государства при продлении своих полномочий.
Никто из оппозиционных политиков не сможет составить конкуренцию нынешнему лидеру Египта. Правда, у главы государства есть сын Гамаль, которому 45 лет, и он занимает один из руководящих постов в правящей в Египте Национально-демократической партии. Гамаль Мубарак - экономист, выпускник Американского университета в Каире. Он восемь лет работал в лондонском и каирском отделениях "Бэнк оф Америка", выглядит по-европейски, прекрасно знает английский язык, и готов продолжить дело отца. Хосни Мубарак никогда не называл вслух имя преемника, но если и назовет, то им наверняка будет Гамаль Мубарак.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции