Андрей Кисляков, политический обозреватель РИА Новости.
2 мая в Лондоне министры иностранных дел России, Китая, Соединенных Штатов, Великобритании, Франции и Германии в очередной раз попытаются выработать стратегию по решению иранской ядерной проблемы дипломатическим путем. «От каждой такой встречи мы ожидаем прогресса», - заявил замруководителя российского МИДа Сергей Кисляк, бессменный участник российских делегаций на встречах по вопросам противоракетной обороны и иранской ракетно-ядерной проблемы.
В то же время американская сегодняшняя ПРО - палка в колесе российско-американских отношений - создается именно из-за «иранской угрозы». Таким образом, прогресс, на который надеется отечественный МИД, поможет развязать, наконец, слишком туго затянувшийся ПРО-узел. И нужно-то, казалось бы немного - согласованная позиция в отношении иранских стратегических вооружений.
Беда, однако, в том, что Россия и США полярны в своих оценках опасности, которую может представлять иранское баллистическое оружие сегодня и в недалеком будущем.
Перед открытием в начале апреля саммита НАТО в Бухаресте президент Буш в очередной раз заявил, что необходимо форсировать европейскую ПРО, т.к. Иран разрабатывает ракетное оружие с межконтинентальной дальностью стрельбы, которое может угрожать не только Европе, но и США.
Со своей стороны Россия традиционно не принимает всерьез иранскую ракетную угрозу. МИД в лице Сергея Кисляка считает, что никаких реальных угроз со стороны Ирана не существует. Российские же военные в лице начальника Генерального штаба Юрия Балуевского вообще расценивают опасность иранских ракет как гипотетическую в отличие от американских средств, которые предполагается разместить в Европе в рамках программы создания третьего позиционного района ПРО.
Именно тема Ирана будоражит наших военных и мидовцев. Когда речь заходит о будущих американских перехватчиках в Польше и РЛС в Чехии.
Если бы удалось обязать американцев развернуть польские ракеты только после выработки общей позиции в отношении ракетной угрозы Ирана, то для России партию в «ПРО» можно было бы считать на данном этапе сыгранной.
Косвенным, но безусловным доказательством тому, что Россия исподволь, но настойчиво, а главное, до сих пор безрезультатно старается уломать американцев, является высказывание 27 марта и.о. замов госсекретаря США по политическим делам, а также контролю над вооружениями Дэниела Фрида и Джона Руда, соответственно. Дипломаты посетовали на то, что администрация Буша по-прежнему не готова принять идею целесообразности развертывания в Польше системы ПРО только после выработки общих с Россией оценок иранских ракетных угроз.
В этой связи возникает правомерный вопрос. А, собственно, каковы основания опасаться или наоборот игнорировать потенциал Ирана? Что может предложить сегодня Тегеран в сфере ракетно-ядерного оружия? Хотя бы в общих чертах.
Иран располагает примерно 40 установками для запуска тактических и оперативно-тактических ракет. К последним относятся баллистические ракеты «Шахаб-3» с дальностью стрельбы примерно 1800 -2000 км. Кстати, этого вполне достаточно для поражения юга России. По данным западного разведсообщества, иранские производственные мощности позволяют собирать 20 ракет в год.
20 ноября прошлого года Тегеран провел успешные испытания баллистической ракеты «Ашура», которая, по оценкам израильских и американских разведчиков имеет дальность стрельбы более 2000 км и может нести разделяющиеся головные части.
Кроме того, уже в этом году, 4 февраля в Иране осуществлен запуск носителя «Кавешгяр» («Исследователь») с целью отработки технологии вывода на орбиту в текущем году первого иранского низкоорбитального спутника «Омид» («Надежда), торжественная презентация которого состоялась в тот же день.
Таковы, собственно, факты. Правда, сам носитель без ядерного полезного груза - ничто. А конечных данных разведки как «там», так и «здесь», которые позволили бы однозначно говорить о наличии или скором обладании Ираном боевых ядерных устройств, пока нет.
С другой стороны, никто не спорит, что эта страна ведет активную ядерную политику, пусть и названную «мирной». Поэтому без всякого оптимизма читаются слова одного из столпов отечественно боевого атома академика Льва Феоктистова из книги журналиста Владимира Губарева «Ракетный щит империи».
«Достигнуть тех высот, которые имеют ядерные страны в конструировании атомного оружия, с ходу невозможно... Сделать же бомбу, к которой никаких требований не предъявляется, кроме одного - чтобы она взорвалась, - совсем не трудно, располагая многочисленными справочниками с константами, энциклопедиями и элементарными учебниками. По крайней мере, на уровне первых американских бомб или первой советской, потому что в основе их лежат довоенные открытия и, в сущности, простые физические принципы».
Таким образом, на встрече в Лондоне российским и американским специалистам будет над чем поломать голову.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции