Сын Владимира Набокова решил опубликовать рукопись последнего романа своего отца.
Таким образом, симметрия, которой так восхищался Владимир Набоков, будет соблюдена, пишет "Комсомольская правда". По-русски он написал 8 романов и незаконченный "Solus Rex". По-английски - тоже 8 романов и не успел закончить еще один, с рабочим названием "Подлинник Лауры. Умирать смешно".
Писатель Владимир Набоков, который умер в 1977 году, завещал уничтожить незаконченное произведение.
Но никто не решался исполнить его последнюю волю. Супруга Владимира Набокова, Вера, так и не нашла в себе силы отправить рукопись в топку.
Перед смертью в 1991 году она завещала, чтобы их сын, Дмитрий Набоков, принял решение о судьбе последнего романа
В 2005 году сын писателя собирался было уничтожить произведение.
Но так этого и не сделал.
Он признавался, что на протяжении всех 30 лет, когда книга оставалась на хранении в одном из швейцарских банков, он стоял перед труднейшим выбором: "Бывают моменты, когда я думаю, что все-таки нужно слушаться моего отца. Но так жалко лишать мир навсегда этого произведения".
О непростом решении нарушить волю отца Дмитрий Набоков рассказал в интервью телеканалу НТВ.
По его словам, "голос отца, который оживает в нем, когда он перечитывает его рукописи", недавно вновь заговорил с ним и дал согласие на публикацию этой последней рукописи.
Дмитрий, в прошлом оперный певец и автогонщик, согласился также приоткрыть несколько страниц рукописи. Раньше он никогда не приводил цитат из тайной книги, говоря, что это все равно, что публиковать по частям. Лишь однажды, к столетию Набокова, он прочел несколько строк в американском университете. Вот они: "Исключительное строение ее костей сразу скользнуло в роман, стало тайным его скелетом и даже легло в основу нескольких стихотворений".
Черновики романа записаны на 50 каталожных карточках. Действие начинается на вечеринке, следует несколько связных сцен, после чего книга распадается на фрагменты. Набоков не сочинял романы в хронологической последовательности, а каждый раз брался за новый кусок из начала или из конца, а срединную часть обычно писал в последнюю очередь. Карточки так и будут изданы - без переплета, чтобы читатель мог сам составить мнение, каким был бы текст в окончательной авторской редакции.
"Он на карточках писал карандашом. Это замечательная вещь. Оригинальные выражения, слова, описания", - сообщил сын писателя.
"Многим будет трудно понять то, что происходит здесь, потому что здесь много отрывков и кусочков. Я могу вам другую вещь сказать, одну: главное действующее лицо - очень крупный, толстый человек, очень умный, блестящий ученый. Он все больше и больше стал думать о смерти и о том, что собой представляет смерть. Отчасти, но не только, но отчасти из-за отчаяния, в которое его приводило совершенно развратное поведение молодой жены", - сказал Дмитрий Набоков.
"Знакомая Лауры на станции железнодорожной говорит: вот книга, которая про тебя, ты прочтешь про собственную смерть. Это замечательная смерть. И эта сцена, мы думаем, совпадает с концом главной части книги, потому что приходит поезд, и одна из этих двух дам уезжает, а вторая, которая, может быть, представляет собой читателя, осталась одна. И никогда не узнает, что будет дальше", - сказал сын писателя.
"Подлинную Лауру" до сих пор видели только наследники писателя. Говорят, что отрывки новеллы, начатой в начале 1975 года, писатель читал вслух медсестрам, сиделкам и врачам.
"Вероятно, из-за моих запинок и приступов кашля моя бедная "Лаура" имела меньший успех, чем, надеюсь, возымеет у мудрых критиков, когда будет должным образом издана", - писал Набоков о своем романе. Он также утверждал, что книга ему приснилась, и роман получился потусторонний, на грани жизни и смерти.
Российский переводчик Набокова - "Лаура" и другие поздние романы написаны по-английски - Сергей Ильин говорил с человеком, читавшим последнюю рукопись Набокова. По мнению переводчика, этот роман Набокова не оправдает возлагаемых на него ожиданий: "С его точки зрения никакой лишней славы Набокову это не принесет, а будет, скорее, убыток, потому что все-таки, повторяю, писал больной человек, уже не очень здоровый, и это не тот уровень Набокова, к которому мы привыкли".
Фрагменты "Лауры" видел также биограф писателя Брайан Бойд. Он тоже советовал жене Набокова Вере и сыну Дмитрию не публиковать рукопись. Однако недавно стало известно, что он переменил свое мнение.
А в музее Набокова в Петербурге считают, что репутации Набокова-классика уже ничто не может повредить, а свидетельств о том, как работала его мысль в последние годы и дни, немного.
Директор музея Татьяна Пономарёва рассказывает: "Вера Алексеевна говорила, что главная тема творчества Набокова - потусторонность, как она это назвала. То есть, что там все-таки что-то происходит, как меняется сознание, как этот переход осуществляется. Набоков верил абсолютно в то, что сознание не кончается с физической смертью человека".
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации открытых источников