ГААГА, 25 апр - РИА Новости, Андрей Поскакухин. Наследники русского художника-абстракциониста Казимира Малевича и муниципалитет Амстердама достигли договоренности о принадлежности произведений живописца, оказавшихся конце 50-х годов прошлого века в Городском музее (Stedelijk museum) нидерландской столицы.
Это сообщили в четверг обе стороны на состоявшейся в Амстердаме совместной пресс-конференции.
Таким образом, завершилась длившаяся с 2001 года тяжба музея и наследников Малевича. Они оспаривали права музея на полотна, так как они были приобретены у человека, не имевшего права собственности на них.
Согласно достигнутой договоренности, муниципалитет Амстердама возвратит наследникам Малевича пять картин художника, включая полотна "Письменный стол и комната" (Desk and Room) (1913 год) и "Супрематистская композиция" (Suprematist Composition) (1916).
Другие хранящиеся в Городском музее картины Малевича, а также его семь гуашей, 15 рисунков и 18 эскизов останутся в Амстердаме. Бургомистр города Йоб Кохен (Job Cohen) подчеркнул, что заключенное соглашение учитывает интересы обеих сторон.
"Мы больше не будем разбираться, на чьей стороне правда, а закроем это дело," - сказал он. По его мнению, "роль Малевича как пионера современного искусства лучше всего видна в контексте коллекции Городского музея Амстердама".
"Конечно, тяжело расставаться с пятью картинами, которые нам дороги, - отметил директор Городского музея Хейс ван Тейл (Gijs van Tuyl). - Но достигнутое соглашение вызывает чувство удовлетворения".
Директор заявил, что оставшиеся в музее произведения Малевича займут достойное место в коллекции после завершения реставрации музейного здания в 2009 году.
Внучка брата художника Ивона Малевич (Ywona Malevich) заявила об "историческом дне". "Мы давно ждали этого результата и очень рады, что достигли его," - сказала она, отметив, что наследники Малевича - всего 31 человек - пока не знают, что будут делать с полученными картинами, стоимость которых публике сообщена не была.
Муниципалитет Амстердама купил произведения Малевича в 1958 году за небольшую даже по тем временам сумму в 120 тысяч гульденов у знавшего Малевича немецкого архитектора Хуго Харинга (Hugo Haring). Тому их передали после прихода в Германии к власти нацистов знакомые художника, которым сам автор оставил полотна на хранение в 1927 году, уехав в Россию по вызову властей. Эти произведения были частью первой и единственной выставки Малевича, состоявшейся тогда в Берлине.
Художник не смог вернуться за своими картинами - до самой смерти Малевича в 1935 году советские власти, отвергавшие его искусство, не разрешали ему больше выезжать за границу.
Наследники Малевича приняли решение требовать возвращения через суд его хранящихся в Амстердаме произведений после того, как 14 картин художника из амстердамского музея были временно выставлены в Нью-Йорке и Хьюстоне. Наследники считают незаконным приобретение муниципалитетом Амстердама работ Малевича у Харинга, поскольку они тому не принадлежали.
Другие произведения Малевича с берлинской выставки 1927 года оказались позже в нью-йоркском Музее современного искусства и Гарвардском университете. В 1999 году нью-йоркский музей вернул наследникам художника одну картину и заплатил 10 миллионов долларов за право оставить у себя 15 других полотен Малевича. Гарвард в 2000 году вернул обе хранившиеся у него картины.