Максим Кранс, обозреватель РИА Новости.
У этого человека много наград, званий и почетных титулов - «Национальный герой России», «Европеец года», «Звезда Европы», «Детский доктор мира», его именем названа звезда в созвездии Тельца... Но главная награда для него - сотни тысяч спасенных по всему миру детских жизней.
Леонид Рошаль - врач, ученый, подвижник. 27 апреля он отмечает свой 75-летний юбилей.
Родился Леонид Михайлович в городе Ливны Орловской области. Его отец был военным летчиком, а потому семья все время переезжала из одного города в другой. Войну она встретила в подмосковной Кубинке, а затем была эвакуация в Татарию, жизнь в гарнизонах в Ярославле, Туле, Люберцах. Школу Леонид окончил в поселке Чкаловский, что находится неподалеку от столицы. И уже тогда твердо знал, кем хочет стать. Обязательно врачом, и непременно детским, хотя в роду у него не было ни одного медика.
В 1957 году он успешно окончил Второй московский медицинский институт и был направлен на работу участковым педиатром. Потом - клиническая ординатура Центрального института усовершенствования врачей и два десятилетия службы в известном московском областном институте МОНИКИ.
В первую в своей жизни служебную загранкомандировку доктор Рошаль отправился в 1980 году. Это была Монголия, где он руководил бригадой врачей, которая обследовала, лечила, а нередко и спасала от смерти детей.
А затем был Спитак. Рассказывают, что в день, когда пришла весть о страшном землетрясении, происшедшем в этом армянском городе, Леонид Михайлович - который к тому времени уже стал руководителем отделения неотложной хирургии и травмы детского возраста НИИ педиатрии - участвовал в работе научной конференции. Он поднялся со своего места и сказал: «Я срочно уезжаю в Армению. Кто со мной?» Желающих оказалось много. Так был создан костяк бригады врачей, которая с того памятного 1988 года при первой необходимости отправляется в любой уголок страны или мира для спасения детских жизней.
Трагедия Спитака привела доктора Рошаля к мысли о необходимости организовать своего рода «отряд быстрого реагирования», и он стал инициатором создания Всемирной ассоциации неотложной помощи и медицины катастроф. За прошедшие с того времени годы возглавляемая им бригада, в которую вошли травматологи, нейрохирурги, реаниматологи, представители других медицинских профессий, свыше двух десятков раз и практически в том же составе вылетала в районы военных действий, техногенных и природных бедствий. Она оказывала помощь пострадавшим во время крупнейшей в истории страны железнодорожной катастрофы под Уфой и после взрыва на заводе в Усть-Каменогорске, что в Восточном Казахстане. Участвовала в ликвидации последствий землетрясений в Грузии, Египте, Японии, Афганистане, Турции, Индии, Соединенных Штатах и на нашем Сахалине.
Пренебрегая опасностью, бригада Рошаля без лишних раздумий и сомнений отправлялась в спасательные миссии в места боев. Вот лишь некоторые «горячие точки» планеты, в которых она побывала, а кое-где и не раз: Израиль, Югославия, Нагорный Карабах, Азербайджан, Армения, Северный Кавказ... Российские врачи попадали под обстрелы в воюющей Южной Осетии, чудом спаслись в Югославии, когда на их кортеж были сброшены бомбы, и в Нагорном Карабахе, где снаряд разрушил часть дома, в котором они оказывали помощь раненому ребенку. Медики-волонтеры трижды выезжали в Афганистан, исколесили всю Чечню, спасая мальчишек и девчонок по обе стороны боевых действий, а их руководитель был даже арестован дудаевскими боевиками.
С террористами доктору Рошалю придется столкнуться еще не раз. Он со своей командой прилетел в дагестанский город Каспийск уже через несколько часов после совершения там ужасающего по своим последствиям теракта. Тогда им удалось спасти жизнь 27 детям, пострадавшим от взрыва. А во время трагических событий на Дубровке врач оказался одним из немногих, кого чеченские боевики согласились пустить в захваченное здание театрального центра. Он убеждал их выпустить заложников, и ему удалось вывести восемь детей. Носил туда воду и медикаменты и даже соорудил импровизированную операционную, где оказывал помощь раненым.
Говорят, что на встрече с Владимиром Путиным, пригласившим его в Кремль после «Норд-Оста», президент сказал: «Не ходите к ним больше никогда. Они же сумасшедшие». Но потом была еще одна схожая по сценарию трагедия - в Беслане, и доктор, не колеблясь ни минуты, отправился туда...
А в перерывах между подвигами - иначе их и не назовешь - Леонид Михайлович занимался другими немаловажными делами: лечил детей, вел научную работу, разрабатывал новые методы и приемы лечения пациентов, в том числе и в экстремальных условиях. Так, он создал технологию консервативного лечения острой кишечной непроходимости и нагноений легких и плевры, первым стал применять лазеры для лечения открытых ран. Им написано семь монографий и свыше двухсот научных работ, которые сегодня по праву считаются классическими.
На плечах доктора Рошаля и административные заботы. Пятнадцать лет и многочисленные судебные разбирательства понадобились для того, чтобы построить новый корпус Института детской хирургии и травматологии, который он в последние годы возглавляет. Этот детский аналог «Склифа», недавно отпраздновавший новоселье, оборудован первоклассной техникой, современнейшими операционными и даже вертолетной площадкой. Ежегодно институт лечит от самых страшных болезней и увечий почти 50 тысяч малышей и подростков.
Еще одна ипостась его работы, которой в последние годы он тоже отдает немало сил и нервов, связана деятельностью на общественном поприще. Леонид Рошаль известен независимостью суждений и упорством, с каковым отстаивает свои взгляды, невзирая на чины и должности. Оказавшись летом 2005 года в составе Общественной палаты и возглавив ее комиссию по делам здравоохранения, Леонид Михайлович стал главным критиком непродуманных и малоэффективных «реформ», проводившихся тогдашним руководителем Минздравсоцразвития Зурабовым.
В прошлом году Леонид Михайлович Рошаль был выдвинут на Нобелевскую премию мира. Его кандидатуру поддержали нобелевские лауреаты академик Евгений Чазов и экс-президент СССР Михаил Горбачев, а также мэр Москвы Юрий Лужков, руководители российских представительств детского фонда ООН и ВОЗ, правительства Монголии и Армении. И неважно, что эта премия досталась другим - для сотен тысяч спасенных и избавившихся от недугов детей, их родителей и близких доктор Рошаль был и остается Детским доктором мира. Какое еще звание может быть выше и почетнее?