Мария Аппакова, обозреватель РИА Новости.
Странные ощущения вызывают итоги прошедшей 22 апреля в Кувейте международной конференции по Ираку, призванной объединить усилия его соседей, а также других стран, заинтересованных в стабилизации ситуации в этой стране. По крайней мере, речь премьер-министра Ирака Нури аль-Малики на открытии конференции и ее итоговое коммюнике вызывают вопрос о том, кому больше нужен Ирак - своим соседям или странам Запада (в данном случае причисляем к ним и Россию)?
Прошедшая конференция - уже третье аналогичное мероприятие за год. Первая встреча стран соседей Ирака при участии других заинтересованных государств прошла в мае 2007 года в Египте. Вторая - в Турции в ноябре. За год практически не изменились ни главная интрига - противостояние Ирана и США в Ираке, ни повестка дня заседаний - обсуждения возможности списать иракские долги арабским странам и открытие ими же посольств в Багдаде.
Нури аль-Малики в ходе своего выступления просто заклинал страны-кредиторы списать с Багдада долги, оставшиеся в наследство со времени правления Саддама Хусейна. Звучала и просьба открыть как можно скорее в Багдаде посольства арабских стран.
По его словам, очень трудно понять, почему они не возобновляют дипломатических отношений с Ираком, в то время как многие другие иностранные государства открыли посольства в Багдаде, несмотря на непростую ситуацию в сфере безопасности. Что касается арабских стран, то они тянут время - Саудовская Аравия обещала открыть посольство еще год назад, но до сих пор не осуществила своих намерений. Теперь обещания без конкретных сроков раздают Кувейт и Бахрейн.
С одной стороны, понять арабские страны можно. Первые попытки некоторых из них открыть посольства в Багдаде закончились трагично. В августе 2003 года в ходе теракта, совершенного у диппредставительства Иордании, погибло 17 человек. В 2005 были похищены, а затем убиты алжирские и египетские дипломаты. Но ведь были жертвы и среди представителей других государств. И, к примеру, убийство сотрудников российского посольства в 2006 году не стало поводом для закрытия дипмиссии.
Впрочем, безопасность - вопрос деликатный. Но что мешает арабским странам, и, отметим, отнюдь не бедным, облегчить Багдаду долговое бремя?
За последние три года с Ирака были списаны 66,5 млрд из 120 млрд долларов долга. С учетом 12 млрд долларов, прощенных Багдаду Россией, страны Парижского клуба списали 42,3 млрд. Государства, не являющиеся членами Парижского клуба, аннулировали 8,2 млрд долга Ирака на условиях клуба. Еще 16 млрд долларов списали с Ирака торговые кредиторы. Из оставшейся суммы, составляющей примерно 56,6 - 79,9 млрд долларов, более половины приходится на арабские страны Персидского залива, однако они не спешат решать эту проблему.
И здесь их тоже можно понять. Ущерб, нанесенный многим из них в годы правления Саддама Хусейна, слишком велик, и, несмотря на то, что в Багдаде сегодня другой режим - прошлое не забыто. Об этом свидетельствует и заключительное коммюнике прошедшей в Кувейте встречи. Спустя пять лет после падения режима Саддама Хусейна ее участники осудили преступления бывшего иракского режима против народов Ирака, Ирана и Кувейта. Хотя, казалось бы, страница прошлого должна была быть давно перевернута.
Впрочем, упомянутому в коммюнике Ирану мрачное прошлое отношений с Ираком отнюдь не мешает активно развивать связи с Багдадом. И именно влияние Тегерана на новые иракские власти, представляющие в своем большинстве шиитскую общину, настораживает и удерживает арабских соседей Ирака (где у власти сунниты) от более близкого с ним сотрудничества, в том числе и от списания долгов. Кроме того, нельзя забывать и о том, что восстановленный и сильный Ирак составит серьезную конкуренцию своим соседям на нефтяном рынке, не говоря уже о том, что стабилизация ситуации в этой стране может существенно снизить цены на «черное золото». И если для Запада, России, азиатских стран Ирак - это перспектива многомиллиардных контрактов плюс геостратегические преимущества, то для арабских - уравнение со многими неизвестными. Похоже, соседи Ирака еще не нащупали свою линию поведения в отношении Багдада, с тем, чтобы выиграть, но не потерять.
Тем не менее, в заключительном коммюнике встречи стран-соседей Ирака, в которой принимали участие и арабские страны, и Иран, сказаны достаточно важные слова в поддержку правительства Нури аль-Малики.
Кроме того, иракскому премьеру удалось заручиться согласием Кувейта обсудить возможность пересмотра суммы компенсаций эмирату, установленных для Багдада мировым сообществом по окончании войны в Персидском заливе в 1990-91 годах. Окончательное решение вопроса о сумме компенсаций - за ООН. Но Кувейт хотя бы готов к диалогу. Кстати, символично, что сама встреча прошла на территории этой страны, наиболее пострадавшей от режима Саддама Хусейна. И можно было бы сказать, что процесс примирения арабских стран с Ираком все-таки идет. Вопрос лишь в том, чтобы слова перешли в дела, и самым ярким показателем здесь станет решение тех самых проблем - долга и открытие посольств. Пока же вопрос о том, насколько действенна поддержка соседей Ираку, остается подвешенным. Хотя Россия, которая пристально следит за иракской ситуацией, все-таки испытывает по этому поводу оптимизм.
Так, принимавший участие во встрече в Кувейте глава МИД РФ Сергей Лавров весьма позитивно оценил работу созданных согласно решению предыдущих международных встреч в Египте и Турции рабочих групп по безопасности, энергетике и беженцам. «Эти группы ориентированы на конкретные дела. Думается, что отмечаемое иракскими властями сокращение потока боевиков, направляющихся в Ирак, можно занести в актив соответствующей группы по безопасности. В целом деятельность рабочих групп дает плоды, и в этом проявляется важная роль соседей Ирака», - заявил российский министр, выступая в Кувейте.
Особенно России понравилось, что в решениях группы по энергетике зафиксировано понимание необходимости скорейшей реализации всех имеющихся соглашений Ирака с иностранными партнерами о сотрудничестве в данной сфере. Лавров в беседе с российскими журналистами рассказал, что Россия готова принять активное участие в работе этой группы, как и в работе группы по безопасности.
Похоже, что сейчас для российских компаний складывается в этой стране благоприятная обстановка. По словам Лаврова, иракское руководство активно приглашает их работать в Ираке и готово решать все вопросы по российским контрактам. Министр подчеркнул, что иракское руководство и страны региона высоко оценили действия России по облегчению проблемы внешнего долга Ирака и работу российских энергетиков по восстановлению иракской электроэнергетической инфраструктуры, которая практически не прекращалась, несмотря на сложную обстановку в стране.
Интерес Москвы в стабилизации ситуации в Ираке очевиден, и ее помощь этой стране приносит дивиденды, так же как и аналогичные действия западных и азиатских стран. Но во что обойдется помощь Ираку его соседям? Что они получать взамен? - это сегодня главные вопросы, от которых в том числе зависит иракская безопасность.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции