Рейтинг@Mail.ru
Гуттаперчевый талант: каким секретом обладал Георгий Вицин - РИА Новости, 25.07.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Гуттаперчевый талант: каким секретом обладал Георгий Вицин

Читать ria.ru в
Дзен
23 апреля исполняется 90 лет со дня рождения великого русского актера Георгия Вицина. Работать с ним на одной площадке для его коллег было праздником, его шутки могли скрасить даже самые тяжелые съемки и репетиции. (Фотолента)

23 апреля исполняется 90 лет со дня рождения великого русского актера Георгия Вицина. Работать с ним на одной площадке для его коллег было праздником, его шутки могли скрасить даже самые тяжелые съемки и репетиции.

У Георгия Вицина, как вспоминают коллеги, было прекрасное чувство юмора, но при этом "суть" смешного, по его словам, он понял только к восьмидесяти годам: "Смех - это великое... Смеяться - естественная потребность нормального человека. Отсутствие чувства юмора - это болезнь... ненормального человека".

Вицин был по-настоящему талантливым актером, одаренным человеком, при этом он предпочитал жить, следуя своему любимому афоризму. "В трамвае написано - не высовывайся", - повторял артист. Неудивительно, что у Вицина долгое время не было ролей, но со временем ситуация в корне изменилась.

Нос как у Гоголя!

"Нос у меня был длинный, фигура тощая да нескладная, вот и не замечали", - вспоминал Вицин. Но вот парадокс, именно эти особенности сыграли ключевую роль, когда его стали приглашать в кино. Режиссёр Григорий Козинцев, снимавший фильм "Белинский", увидев фотографию Вицина, воскликнул: "Худоба! Нос как у Гоголя! Точно Гоголь. Подходит".

Именно внешность и определила амплуа Вицина-комика в кинематографе. Немногие знали, что в глубине души Георгий Михайлович ощущал себя скорее трагиком. Однако, даже оставаясь в образе комического героя, Вицин умел растрогать зрителя до слез.

У Вицина масса достоинств, которые позволяли ему воплощать разноплановые роли. Рассказывают, что еще в школьном театре он так неистово исполнял танец шамана во время спектакля, что учителя посоветовали ему заняться балетом. И много позже навыки танцора очень пригодились: благодаря отличному музыкальному слуху и гибкости с репертуаром у Вицина не было проблем в театре.

Театр давал ему свободу, избавлял от застенчивости. Видя, как сверстники с замиранием смотрят его выступления, Вицин решил стать актером. Ему даже пришлось прибавить себе один год, чтобы поступить в училище им. Щепкина при Малом театре, однако усилия были напрасными. Вицин отучился в "Щепке" недолго: студента исключили с формулировкой "за легкомысленное отношение к учебному процессу".

На следующий год он подал документы и поступил сразу в три вуза, в итоге отправился в вахтанговскую "Щуку", правда через год ушел и оттуда. Выучиться Вицину удалось только в театральном училище при Втором МХАТе. Он играл в Московском театре им. Ермоловой, а затем - в Театре-студии киноактера.

Вицин всегда ставил театр на первое место, даже после того, как ушел в кинематограф. Нет такого понятия "киноактер", считал Вицин, актер рождается на сцене в живом общении со зрителем. Опыт, полученный в театре, помог Георгию Михайловичу найти ключики для многих киноролей.

"Нет, я не труп, я - йог"

Георгий ВицинПерешагнув тридцатилетний рубеж, Вицин стал появляться на экранах. Примечательно, что актеру с одинаковым успехом удавалось играть героев разных возрастов: в 37 он играл юного Васю Веснушкина, немного спустя - 70-летнего старика в фильме "Максим Перепелица" и 17-летнего героя пьесы Розова "В добрый час!".

Успех Вицина в кино даже заинтересовал Би-би-си. Британцы, всегда ревностно следящие за любыми экранизациями Шекспира, были приятно удивлены фильмом "Двенадцатая ночь" Фрида и в особенности отметили игру Вицина в роли сэра Эндрю, которому удалось "точно ухватить специфику английского юмора".

Почти в 50 лет он сыграл свою любимую роль - Бальзаминова. Сначала, правда, наотрез отказывался, но режиссер настаивал "Это тебе по паспорту 48, а на вид нет и 30. Гримом еще лет пять уберем, а потом светом и т.д. и т.п.".

Для подготовки грима пригодились художественные таланты актера, который нарисовал на месте морщин веснушки. Зрители и заподозрить не могли, что Мишу Бальзаминова играет 48-летний актер.

Своей прекрасной форме артист был обязан здоровому питанию и йоге. Говорят, что на съемках "Женитьбы Бальзаминова" Нонна Мордюкова и другие актрисы налили Вицину коньяка. Георгий Михайлович прополоскал коньяком рот и выплюнул. "Жора, ну что ты за мужик - не пьешь, не куришь, - в сердцах воскликнула Нонна Викторовна. - Ты - труп". "Нет, я не труп, я - йог", - парировал актер.

"Эпоха Труса"

Троицу "Бывалый (Моргунов), Балбес (Никулин), Трус (Вицин)" знали все. В народе ходило немало баек, в которых часто фигурировали три этих актера. На съемках комедии Гайдая в самом деле было много смешных ситуаций и розыгрышей, оставшихся за кадром.

Во время съемок "Кавказской пленницы" планировалось, что детали сюжета и "юмористическое наполнение" будет придумано по ходу. В качестве поощрения выдавалось шампанское: по бутылке за выдуманную шутку. В результате, Юрий Никулин заработал 24 бутылки, Евгений Моргунов - 18, а Вицин - всего одну, и то потому, что не любил шампанское. При этом, как гласит легенда, именно ему принадлежит идея крика "Поберегись!" вылетающего из дверей Труса, трюка с огурцом и рогаткой, платком Варлей, которого пугается Трус, и, наконец, знаменитой сцены под девизом "Стоять насмерть!", когда герои строят живую стену перед несущейся машиной. Трюки придумывались спонтанно, потом было трудно определить, кто что выдумал: например, шприц, остающийся после укола в теле Бывалого, придумал Никулин, а вот то, что шприц будет качаться, - находка Вицина.

Кстати именно образ Труса привел к одному распространенному заблуждению, приписывающему Вицину страсть к алкоголю. В действительности все было совсем наоборот - Георгий Михайлович был убежденным трезвенником и всегда сторонился традиционных актерских посиделок.

Обаятельный герой

Георгий ВицинКак и свойственно всем одаренным людям, Вицин обладал особым обаянием, которое не могло ускользнуть ни от камеры, ни от взоров окружавших его женщин. В его жизни было два серьезных романа.

Когда актер познакомился со своей первой женой - актрисой Диной Тополевой - она была замужем за его учителем - Николаем Хмелевым.  Тогда говорили, что Вицин поступил недостойно, добившись расположения жены своего наставника. Однако Хмелев, как ни странно, не держал на Вицина зла и по-прежнему давал ему роли в Театре им. Ермоловой.

Много лет спустя Георгий Михайлович женился на Тамаре Федоровне - племяннице знаменитого ученого Мичурина. Но о Дине Тополевой не забыл - продолжал заботиться о ней - приносил ей лекарства и продукты.

Огромное место в жизни Георгия Михайловича занимала его дочь Наталья, ставшая художником-графиком. Вицин очень сильно любил ее, и даже, когда она выросла и стала жить отдельно от родителей,  он частенько приходил к ней в гости, чтобы накормить приготовленным обедом.

Любитель книг и животных

С начала 90-х Георгий Михайлович перестал сниматься и стал реже появляться на сцене. Раз в неделю он выходил на сцену с рассказами Зощенко, получал скромный гонорар, а потом покупал на эти деньги корм для птиц и собак.

Георгий Вицин ценил книги - особенно его привлекала античная литература, древнеримская философия. Трудно представить, но в его квартире помещались десятки тысяч книг, и все они были прочитаны хозяином. Сам Георгий Михайлович мог с легкостью процитировать Овидия, Горация, Софокла.

О потрясающей эрудированности Вицина, о его богатом внутреннем мире знали только его близкие. Сам артист, перед тем, как навсегда закрыть глаза, произнес удивительную фразу: "Я помню все, что со мной было, знаю все, что происходит сейчас. И точно знаю, что будет дальше".

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала