Рейтинг@Mail.ru
Маленький Ирак в Дамаске - РИА Новости, 25.07.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Маленький Ирак в Дамаске

Читать ria.ru в
Дзен
Иракские беженцы в Дамаске селятся по тому же принципу, как и в Ираке - шииты отдельно, сунниты - отдельно, христиане - отдельно. О сильной власти на родине сегодня мечтает большинство иракских иммигрантов. Мечтают до такой степени, что говорят, были бы счастливы, если к власти вновь вернулся Саддам Хусейн.

Павел Давыдов, Юлия Троицкая

блог Юлии Троицкой

блог Павла Давыдова

ДАМАСК, 22 апр - РИА Новости. Иракские беженцы в Дамаске селятся по тому же принципу, как и в Ираке - шииты отдельно, сунниты - отдельно, христиане - отдельно.

«Даже за границей иракцы живут сегодня как враги. Но здесь они хотя бы не воюют друг с другом», - сказал в беседе с РИА Новости иракский беженец, врач Салах аль-Обейди.

«А знаете, почему? - спрашивает он и сам же отвечает. - Потому что в Сирии - сильная власть. Это то, что так нужно нам, иракцам, и то, что мы потеряли».

О сильной власти на родине сегодня мечтает большинство иракских иммигрантов. Мечтают до такой степени, что говорят, были бы счастливы, если к власти вновь вернулся Саддам Хусейн.

Пять лет назад, в день падения Багдада шиит Халиль Таха в иступленном ликовании бил снятым с себя ботинком по содранному портрету Саддама Хусейна. Снятая иностранным телеоператором, эта сцена обошла все телеканалы мира, была растиражирована во многих газетах. В один день Таха и его башмак стали мировыми знаменитостями.

В Багдад даже приехал представитель министерства информации Кувейта и предложил шииту за ботинок 250 тысяч долларов, с тем, чтобы выставить у себя на родине в музее орудие «расправы» над портретом диктатора, захватившим и растоптавшим в 1990 году Кувейт. Унижение портрета Саддама, как казалось кувейтцу, стоило таких денег. Но головокружение от счастья Таха было столь велико, что он отказался от выгодной сделки. Сегодня, оказавшись в эмиграции в Сирии, он не может этого себе простить.

«В Ираке все получилось не так, как мы мечтали. Более того, стало намного хуже. Сейчас, если бы вернулся Саддам Хусейн, я бы целовал его портрет и просил бы у него прощения. Ираку нужна сильная власть, которая сможет восстановить страну», - говорит Таха.

Иракский квартал Дамаска

Сирия, ДамаскМы сидим с доктором аль-Обейди в дамасском квартале Сейида Зейнаб в ресторане, названном в честь города Эль-Фаллуджа в Ираке, расположенного к западу от Багдада. Эль-Фаллуджа - город суннитский, и в ресторане с этим именем в Дамаске тоже собираются иракские сунниты. Любого незнакомого посетителя встречают настороженно, разговоры на время замолкают.

У беженцев-шиитов в Дамаске свои места встреч. Их также, как «Эль-Фаллуджу», можно отличить по названиям. Например, ресторан «Виляет Али». Тут уж не спутаешь - Али доводится двоюродным братом и зятем пророку Муххамеду и считается первым имамом мусульман-шиитов.

«Говорящие» названия в кварталах беженцев повсюду - у магазинов, парикмахерских, транспортных компаний. Услугами фирмы «Эль-Фаллуджа», осуществляющей перевозки пассажиров на трассе Багдад - Дамаск, пользуются исключительно сунниты, услугами аналогичной фирмы «Кербела» (священный для шиитов город на юге Ирака) - только шииты.

Расположенный на юге сирийской столицы квартал Сейида Зейнаб знаменит тем, что в нем находится одна из шиитских святынь - гробница внучки пророка Мухаммеда, дочери того самого имама Али. Место традиционного шиитского паломничества за последние годы превратилось в главный центр иракской иммиграции в Сирии. Здесь селятся в основном бедняки.

По разным оценкам, иракцев в квартале Сейида Зейнаб свыше полумиллиона. Из них лишь 153 тысячи зарегистрированы Верховным комиссариатом ООН как беженцы.

Сирия, ДамаскВсего же, по данным этой международной организации, в Сирии нашли убежище порядка 1,5 миллионов иракцев. По неофициальным оценкам, их вообще свыше двух миллионов. И поток не иссякает. Только за последние дни после серии недавних взрывов в разных районах Ирака сюда прибыли тысячи новых эмигрантов.

Всех их гонит одно - надежда найти спокойное, безопасное место для себя и своей семьи.

«Все можно возместить, кроме потери близкого человека», - говорит однофамилец нашего первого собеседника иракский писатель и публицист Али Обейди.

В отличие от доктора Салаха, он - не суннит, а шиит. Как и большинство иракских шиитов, когда при Саддаме Хусейне власть в Ираке была в руках суннитов, он мечтал о смене режима.

«Все иракцы этого хотели. Для них это была розовая мечта, которая, к сожалению, обернулась черным ужасом. Сегодня, спустя пять лет после свержения Хусейна, иракцы мечтают о самых обычных вещах - спокойном сне ночью, об электричестве в доме, о том, чтобы была вода, горючее», - грустно замечает он.

В первое время после падения баасистского режима, говорит писатель Обейди, новые власти Ирака еще пытались что-то делать на пользу общества. Ремонтировались дороги, водопровод, канализация. Сейчас не делается ничего. День ото дня жизнь в стране становится все хуже.

«В 2004 году иракское правительство обещало обеспечить электроснабжение как минимум в течение восьми часов в сутки. Сегодня люди вообще забыли, что такое электричество. Воды практически нет. Горючее, цена на которое при Саддаме была дармовая, сейчас съедает большую часть семейного бюджета. Более 30% иракских детей не ходят в школу. Поэтому о возвращении в Ирак даже думать не приходится», - говорит писатель-шиит, бывший борец против режима Хусейна.

И жить не на что, и вернуться нельзя

Сирия, ДамаскНо если не возвращаться, то надо устраиваться жить в Сирии. И главный вопрос, который встает перед взрослыми беженцами - на что жить?  Работы здесь для иракцев нет никакой. Сирийцам самим непросто, а тут еще в 5-миллионном Дамаске разместилось около миллиона беженцев.

Так что иракцы, если и находят работу, то только у своих земляков. Еще бедняки, селящиеся в квартале Сейида Зейнаб, пытаются зарабатывать на иранских паломниках, которые тоже люди небогатые. Паломникам продают дешевый ситчик, платки, сладости и сделанные из «священной земли Кербелы» круглые плоские камни - «турба» (от арабского «земля»). Их шииты кладут перед собой во время молитвы и при поклонах касаются лбом. Правда, земля в них давно уже не священная, а сирийская. Зачем везти землю из Кербелы, когда ее и в Сирии хватает?

«На такой торговле не зажируешь», - жалуется на свою жизнь бывший служащий мэрии Багдада и бывший член правившей в Ираке партии Баас Хусейн Али.

Его рабочий день начинается около пяти утра, когда иранские паломники направляются в мечеть Сейида Зейнаб на первую утреннюю молитву, и заканчивается в восемь вечера, с последней молитвой. 

«У меня пятеро детей, более 100 долларов надо платить за аренду комнаты, а цены на продукты и жилье все растут и растут. Я просто не представляю, как жить дальше», - в отчаянии говорит он.

Но если Али хоть что-то зарабатывает, то многие просто сидят и проедают деньги, которые привезли с собой из Ирака. Когда деньги  закончатся, остается либо ждать помощи от родственников, устроившихся в других странах, либо возвращаться в Ирак. Но, поскольку надежды на улучшение ситуации на родине иракские беженцы, возвращаться им некуда - они уже уехали, не выдержав такой жизни.

«Уже сейчас в Ираке повсюду гремят взрывы, а на октябрь месяц намечены парламентские выборы. Борьба за власть еще больше ужесточится. Обстановка станет только хуже», - считает Али Обейди.

«Иракцы живут сегодня словно в темном замкнутом пространстве. И никакого просвета не видно», - пессимистично заключает его однофамилец, доктор Салах аль-Обейди, имея в виду как население самого Ирака, так и тех, кто, как и он, мыкает горе на чужбине.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала