ДАМАСК, 22 апр - РИА Новости. Иракские беженцы в Дамаске селятся по тому же принципу, как и в Ираке - шииты отдельно, сунниты - отдельно, христиане - отдельно.
«Даже за границей иракцы живут сегодня как враги. Но здесь они хотя бы не воюют друг с другом», - сказал в беседе с РИА Новости иракский беженец, врач Салах аль-Обейди.
«А знаете, почему? - спрашивает он и сам же отвечает. - Потому что в Сирии - сильная власть. Это то, что так нужно нам, иракцам, и то, что мы потеряли».
О сильной власти на родине сегодня мечтает большинство иракских иммигрантов. Мечтают до такой степени, что говорят, были бы счастливы, если к власти вновь вернулся Саддам Хусейн.
Пять лет назад, в день падения Багдада шиит Халиль Таха в иступленном ликовании бил снятым с себя ботинком по содранному портрету Саддама Хусейна. Снятая иностранным телеоператором, эта сцена обошла все телеканалы мира, была растиражирована во многих газетах. В один день Таха и его башмак стали мировыми знаменитостями.
В Багдад даже приехал представитель министерства информации Кувейта и предложил шииту за ботинок 250 тысяч долларов, с тем, чтобы выставить у себя на родине в музее орудие «расправы» над портретом диктатора, захватившим и растоптавшим в 1990 году Кувейт. Унижение портрета Саддама, как казалось кувейтцу, стоило таких денег. Но головокружение от счастья Таха было столь велико, что он отказался от выгодной сделки. Сегодня, оказавшись в эмиграции в Сирии, он не может этого себе простить.
«В Ираке все получилось не так, как мы мечтали. Более того, стало намного хуже. Сейчас, если бы вернулся Саддам Хусейн, я бы целовал его портрет и просил бы у него прощения. Ираку нужна сильная власть, которая сможет восстановить страну», - говорит Таха.
Иракский квартал Дамаска
Мы сидим с доктором аль-Обейди в дамасском квартале Сейида Зейнаб в ресторане, названном в честь города Эль-Фаллуджа в Ираке, расположенного к западу от Багдада. Эль-Фаллуджа - город суннитский, и в ресторане с этим именем в Дамаске тоже собираются иракские сунниты. Любого незнакомого посетителя встречают настороженно, разговоры на время замолкают.
У беженцев-шиитов в Дамаске свои места встреч. Их также, как «Эль-Фаллуджу», можно отличить по названиям. Например, ресторан «Виляет Али». Тут уж не спутаешь - Али доводится двоюродным братом и зятем пророку Муххамеду и считается первым имамом мусульман-шиитов.
«Говорящие» названия в кварталах беженцев повсюду - у магазинов, парикмахерских, транспортных компаний. Услугами фирмы «Эль-Фаллуджа», осуществляющей перевозки пассажиров на трассе Багдад - Дамаск, пользуются исключительно сунниты, услугами аналогичной фирмы «Кербела» (священный для шиитов город на юге Ирака) - только шииты.
Расположенный на юге сирийской столицы квартал Сейида Зейнаб знаменит тем, что в нем находится одна из шиитских святынь - гробница внучки пророка Мухаммеда, дочери того самого имама Али. Место традиционного шиитского паломничества за последние годы превратилось в главный центр иракской иммиграции в Сирии. Здесь селятся в основном бедняки.
По разным оценкам, иракцев в квартале Сейида Зейнаб свыше полумиллиона. Из них лишь 153 тысячи зарегистрированы Верховным комиссариатом ООН как беженцы.
Всего же, по данным этой международной организации, в Сирии нашли убежище порядка 1,5 миллионов иракцев. По неофициальным оценкам, их вообще свыше двух миллионов. И поток не иссякает. Только за последние дни после серии недавних взрывов в разных районах Ирака сюда прибыли тысячи новых эмигрантов.
Всех их гонит одно - надежда найти спокойное, безопасное место для себя и своей семьи.
«Все можно возместить, кроме потери близкого человека», - говорит однофамилец нашего первого собеседника иракский писатель и публицист Али Обейди.
В отличие от доктора Салаха, он - не суннит, а шиит. Как и большинство иракских шиитов, когда при Саддаме Хусейне власть в Ираке была в руках суннитов, он мечтал о смене режима.
«Все иракцы этого хотели. Для них это была розовая мечта, которая, к сожалению, обернулась черным ужасом. Сегодня, спустя пять лет после свержения Хусейна, иракцы мечтают о самых обычных вещах - спокойном сне ночью, об электричестве в доме, о том, чтобы была вода, горючее», - грустно замечает он.
В первое время после падения баасистского режима, говорит писатель Обейди, новые власти Ирака еще пытались что-то делать на пользу общества. Ремонтировались дороги, водопровод, канализация. Сейчас не делается ничего. День ото дня жизнь в стране становится все хуже.
«В 2004 году иракское правительство обещало обеспечить электроснабжение как минимум в течение восьми часов в сутки. Сегодня люди вообще забыли, что такое электричество. Воды практически нет. Горючее, цена на которое при Саддаме была дармовая, сейчас съедает большую часть семейного бюджета. Более 30% иракских детей не ходят в школу. Поэтому о возвращении в Ирак даже думать не приходится», - говорит писатель-шиит, бывший борец против режима Хусейна.
И жить не на что, и вернуться нельзя
Но если не возвращаться, то надо устраиваться жить в Сирии. И главный вопрос, который встает перед взрослыми беженцами - на что жить? Работы здесь для иракцев нет никакой. Сирийцам самим непросто, а тут еще в 5-миллионном Дамаске разместилось около миллиона беженцев.
Так что иракцы, если и находят работу, то только у своих земляков. Еще бедняки, селящиеся в квартале Сейида Зейнаб, пытаются зарабатывать на иранских паломниках, которые тоже люди небогатые. Паломникам продают дешевый ситчик, платки, сладости и сделанные из «священной земли Кербелы» круглые плоские камни - «турба» (от арабского «земля»). Их шииты кладут перед собой во время молитвы и при поклонах касаются лбом. Правда, земля в них давно уже не священная, а сирийская. Зачем везти землю из Кербелы, когда ее и в Сирии хватает?
«На такой торговле не зажируешь», - жалуется на свою жизнь бывший служащий мэрии Багдада и бывший член правившей в Ираке партии Баас Хусейн Али.
Его рабочий день начинается около пяти утра, когда иранские паломники направляются в мечеть Сейида Зейнаб на первую утреннюю молитву, и заканчивается в восемь вечера, с последней молитвой.
«У меня пятеро детей, более 100 долларов надо платить за аренду комнаты, а цены на продукты и жилье все растут и растут. Я просто не представляю, как жить дальше», - в отчаянии говорит он.
Но если Али хоть что-то зарабатывает, то многие просто сидят и проедают деньги, которые привезли с собой из Ирака. Когда деньги закончатся, остается либо ждать помощи от родственников, устроившихся в других странах, либо возвращаться в Ирак. Но, поскольку надежды на улучшение ситуации на родине иракские беженцы, возвращаться им некуда - они уже уехали, не выдержав такой жизни.
«Уже сейчас в Ираке повсюду гремят взрывы, а на октябрь месяц намечены парламентские выборы. Борьба за власть еще больше ужесточится. Обстановка станет только хуже», - считает Али Обейди.
«Иракцы живут сегодня словно в темном замкнутом пространстве. И никакого просвета не видно», - пессимистично заключает его однофамилец, доктор Салах аль-Обейди, имея в виду как население самого Ирака, так и тех, кто, как и он, мыкает горе на чужбине.