Татьяна Синицына, обозреватель РИА Новости.
В стремлении энергетически обезопасить свой западный эксклав - Калининградскую область, Россия приняла решение построить там атомную станцию. Сразу зашумел европейский "улей". Главный аргумент критиков был ожидаем, он сопровождает любой атомный проект: "экологическая и радиационная безопасность".
По выражению известного российского физика Анатолия Зродникова, сегодня «миром правит не доллар (и не евро), а джоуль». Вся Европа «кишит» атомными станциями: Франция, Германия, Чехия, Литва, Финляндия....
Для Калининградской области АЭС совершенно необходима, поскольку по-другому невозможно обеспечить конкурентоспособность и устойчивое развитие этой российской территории», - сказал генеральный директор государственной корпорации «Росатом» Сергей Кириенко, подписывая 16 апреля базовое Соглашение о строительстве АЭС на территории региона. Документ с удовольствием подписал и губернатор области Георгий Боос, для которого энергетический вопрос вверенного ему субъекта - большая «головная боль» (газ ведь дорожает).
Выступая перед депутатами Калининградской областной Думы, Сергей Кириенко подчеркнул также и общеевропейское значение будущей Калининградской АЭС; «Атомная станция объективно необходима в этой части Европы, с точки зрения рынка и энергобезопасности» - сказал он обозревателю РИА Новости.
Конечно, идея создания новой атомной станции мало обрадовала Евросоюз и прибалтийских соседей Калининграда. Но и европейцам, и всему миру придется смириться с атомной пандемией, которую порождает тень глобального энергетического кризиса. Эксперты обещают, что к середине нашего века энергопотребление возрастет вдвое. Энергия становится наркотиком нашей цивилизации.
О приобретении такой роскоши, как АЭС, в Европе заговорили Албания и Эстония. Не желает расставаться с энергетическим комфортом Литва, строя планы создать новую Игналинскую АЭС взамен старой. Прибалтийские государства, включая Польшу, даже готовы объединить свои «кошельки» для обеспечения литовского проекта. Уверенно пополняет национальный энергоатомный парк Финляндия, заявившая о желании соорудить еще парочку-тройку реакторов.
Все «свои» проекты Евросоюз, конечно, благословляет. И что при этом он может сказать России? Только муссировать одиозный тезис об опасности. Но пора уже обществу, накануне 22-й годовщины со дня чернобыльской аварии, выздоравливать от радиофобии. У русских есть такая пословица: «Обжегшийся на молоке - дует на воду». Современные атомные реакторы России имеют риск техногенной аварии, примерно 1: 1 000 000, т.е. практически Чернобыль не может повториться никогда. Но обыватель, невольно или осознанно, все равно боится.
Поскольку АЭС будет строиться на российской территории, можно, в общем-то, ни на кого не оглядываться. Однако уважение европейского мнения, европейских стандартов в данном случае вполне корректно: Калининградская область - эксклав с «морской дверью», но живет он все же в кольце иностранных соседей. А кому хочется увеличивать потенциальные радиационные риски?
Ну давайте вспомним о рисках самой России. Атомные региональные перспективы напрямую затрагивают интересы Калининградской области: ее территория попадает в зону высокого напряжения гипотетических радиационных рисков. И при этом - все равно придется покупать «чужую» энергию по рыночным ценам.
Калининградская АЭС призвана решить не только «личную» энергетическую проблему, но и обеспечить экспортный потенциал региона. С учетом европейской системы перетоков, энергия Калининградской атомной станции может поставляться не только прямым соседям, но и очень далеко, это - уже вопрос построения рынка. Как считают эксперты, два блока Калининградской АЭС дадут возможность диверсифицировать российскую внешнюю торговлю, продавать не только сырье (нефть и газ), но и электроэнергию, да еще атомную - продукт высокой технологии. Иначе говоря, Россия делает мощный геополитический ход. Скорее всего, именно это и беспокоит Евросоюз.
Проект, который будет реализовываться в Калининградской области, сродни болгарскому проекту «Белене», прошедшему сертификацию Евросоюза, и это должно минимизировать страхи об «опасности». Вызывала вопрос мощность станции. В итоге были приняты аргументы специалистов, считающих оптимальным вариантом, как с экономической, так и с эксплуатационной точек зрения, АЭС с двумя энергоблоками, мощностью 1150 мВт каждый. Такая станция обходится дешевле из-за общей инфраструктуры «близнецов». Два реактора гарантируют бесперебойный режим работ: если один блок останавливается на профилактический ремонт (он обязателен для любой АЭС), то другой - продолжает вырабатывать электричество.
Сооружение двухблочной станции оценивается экспертами в 5 млрд евро. Генеральным подрядчиком строительства выступит компания «Атомстройэкспорт», специализирующаяся на строительстве АЭС по иностранным контрактам. Совершенно очевидно, что выбор неслучаен, его цель - минимизировать критику европейцев. «Атомстройэкспорт» научился выдерживать самые высокие стандарты, предъявляемые МАГАТЭ, а также требования Евросоюза к атомным проектам (пример такого блестяще выдержанного европейского «экзамена» - и есть сертификат EUR на реализацию российского атомного проекта в Болгарии).
Для участия в калининградском проекте будут приглашены иностранные инвесторы, различные атомные структуры. Все атомные станции, по российским законам, принадлежат государству, всегда сохраняющему контрольный пакет. Однако, как выразился Сергей Кириенко, «49% Калининградской АЭС «Росатом» готов предложить партнерам, в первую очередь европейским».
Каковы же варианты сотрудничества? Один из них - поставка оборудования. Позиция возможных партнеров в этой области уже зондируется, их заинтересованность - высокая. Теперь, когда Соглашение на строительство Калининградской АЭС уже подписано, переговоры выходят на официальный уровень. «Росатом» не склонен торопиться только в вопросе, касающемся инвестиций - ему хотелось бы провести взвешенный конкурс, и это, несмотря на то, что по информации Кириенко, «уже есть инвесторы, которые хотят «купить все», безо всякого тендера».
Решение о строительстве атомной станции принималось на основе серьезных изысканий, которые осуществлялись в течение года. По геофизическим причинам, ставить АЭС на Балтийском побережье нельзя. Подходящая площадка была найдена внутри небольшой калининградской территории (13,3 тыс. кв.км.), на востоке области, в 120 километрах от областного центра.
Проект будет представлен с точной «привязкой» к площадке, с обоснованием воздействия на окружающую среду, экологической экспертизой, результатами общественных слушаний, и только после его одобрения может начаться конкретная работа.