Елена Загородняя, экономический обозреватель РИА Новости.
За неделю средние цены на бензин выросли сразу на 1,3 процента. Для сравнения: за весь март эти цены выросли только на 1,7 процента. И для понимания: апрельский недельный скачок в годовом выражении дает 62% роста. Это цены розничные и средние по стране. Оптовые цены за март поднялись на 20%.
Во многом на рост цен повлиял псевдомораторий, затеянный правительством вместе с представителями крупнейших нефтяных компаний осенью прошлого года, еще перед думскими выборами. Псевдо - потому что выдерживался он не так уж и строго. И в декабре, и в январе, и далее вплоть до марта цены на заправках понемногу росли. В апреле, когда нефтяники формально выполнили свои обязательства перед правительством, уже ничто не могло им помешать начать менять ценники на АЗС.
[-video:105347850-]
Антимонопольный комитет вот-вот заведет старую шарманку про сговор негодных розничных торговцев. Однако ничего не изменится. Сейчас наценка в рознице, по оценке специалистов, не превышает десяти процентов. И это ниже уровня рентабельности. Независимые от нефтяных компаний заправки работают в убыток. АЗС, которые входят в состав вертикально интегрированных нефтяных компаний, убытки покрыть сумеют. Нефтяники признают, что прибыль компании от продажи нефти вырастает вдвое, если ту же нефть компания переработает в бензин на своем заводе, а потом продаст на своих заправках.
Также следует учитывать, что рост расходов на транспорт неминуемо заложат в цену любого товара. В сухом остатке - новый виток инфляции: мировые цены на нефть растут, в стране с каждым годом все больше машин, а бензина производится почти столько же, сколько пять лет назад. Нефтеперерабатывающих заводов тоже больше не становится. Ценам ничего не остается, кроме как расти. И никаким мораторием это не ограничишь.
Мнение автора может не совпадать с позицией реакции