В ночь с 11 на 12 апреля в Ташкенте был снесен установленный возле дворца Дружбы народов памятник семье Шамахмудовых, усыновившей в годы Великой Отечественной войны 15 детей-сирот. Скульптурная композиция называлась "Монумент Дружбы народов" и символизировала великодушие узбекского народа, принявшего в годы войны несколько тысяч советских детей, лишившихся родителей на фронте и оккупированных территориях. Памятник простоял на месте почти 26 лет.
Как сообщает ИА "Фергана.ру", причиной сноса памятника стало решение властей о переименовании дворца Дружбы народов. Теперь он будет называться "Дворец Независимости". Почему власти Ташкента решили снести знаковый и знаменитый памятник? Какова истинная подоплека этого решения и какова должна быть реакция России и других стран СНГ?
Проблема в другом: памятник, возведенный во времена СССР, отличался от многих бездушных монументов тех лет. Он стал символом гостеприимства узбекского народа, принявшего детей из охваченных войной России, Белоруссии, Украины, Молдавии. У многих из тех, кого привозили на эшелонах в Ташкент, погибли родители. По некоторым данным, республика приняла миллион сирот, об этом недавно мне рассказывал бывший комсомольский работник. В 80-х годах в Узбекистане была создана группа из сотрудников комсомола, которые разыскивали таких детей и записывали истории их жизни. Многие из них сохранили русские фамилии, но приобрели узбекские имена. Получили профессии, и остались жить в Узбекистане. Что поразило моего собеседника, так это то, что в республике, принявшей огромное количество сирот, не появилось дополнительных интернатов. Местные жители семьями приходили на вокзал и забирали детей домой. Так что подвиг кузнеца Шамахмудова и его жены не был единственным. Да и подвигом в то время не считался.
Смысл поступков обычных людей, недоедавших, но готовых поделиться последним, виден в наши дни, когда по улицам ходят тысячи бездомных детей и приюты переполнены. Снос памятника, какими бы важными причинами он не объяснялся, бьет, в первую очередь, по репутации Узбекистана. И вот о чем он заставляет задуматься: мы плохо знаем нашу недавнюю историю. О кузнеце Шамахмудове писали в советских учебниках, из новых книжек можно вычитать много чего о том, что разделяет народы, когда-то считавшиеся братскими. Об узбекских семьях, подобных Шамахмудовым, в них ничего нет.