Рейтинг@Mail.ru
Почему власти Ташкента решили разрушить знаковый и знаменитый памятник семье Шамахмудовых? - РИА Новости, 25.07.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Почему власти Ташкента решили разрушить знаковый и знаменитый памятник семье Шамахмудовых?

Читать ria.ru в
Дзен
[-expert:105016196:Новопрудский Семен -]Сложившаяся ситуация с памятником - это печальная попытка за счет искажения создать свою историю как нового независимого государства... [-expert:61012166:Дубнов Вадим -]Нужно понимать, что Узбекистан с самого начала взял курс на некую независимость от России, на некое построение такого авторитарного государства и так продолжалось довольно долго... [-expert:55514919:Шерматова Санобар -]Снос памятника, какими бы важными причинами он не объяснялся, бьет, в первую очередь, по репутации Узбекистана. И вот о чем он заставляет задуматься: мы плохо знаем нашу недавнюю историю...

В ночь с 11 на 12 апреля в Ташкенте был снесен установленный возле дворца Дружбы народов памятник семье Шамахмудовых, усыновившей в годы Великой Отечественной войны 15 детей-сирот. Скульптурная композиция называлась "Монумент Дружбы народов"  и символизировала великодушие узбекского народа, принявшего в годы войны несколько тысяч советских детей, лишившихся родителей на фронте и оккупированных территориях. Памятник простоял на месте почти 26 лет.
Как сообщает ИА "Фергана.ру", причиной сноса памятника стало решение властей о переименовании дворца Дружбы народов. Теперь он будет называться "Дворец Независимости". Почему власти Ташкента решили снести знаковый и знаменитый памятник? Какова истинная подоплека этого решения и какова должна быть реакция России и других стран СНГ?

А что думаете Вы!

  Это, к сожалению, вполне логичное следствие того, что делает президент Каримов. Несмотря на то, что в Узбекистане не было боевых действий в период Великой Отечественной Войны, Узбекистан очень помогал и был мощным тылом советской армии, лечил и спасал раненых, эвакуировал людей. Сложившаяся ситуация с памятником - это печальная попытка за счет искажения фактов создать свою историю как нового независимого государства...Так поступают совершенно разные политические режимы. Это достаточно последовательный шаг, продолжение политики того, чтобы Узбекистан не ассоциировался с СССР, несмотря на то, что республика всегда помогала людям разных национальностей. Никакой политики в этом памятнике не было, это памятник человечности и доброте, а не советской истории.

Я не думаю, что надо так сильно реагировать на символы, особенно если эти символические вещи происходят в Узбекистане. Нужно понимать, что Узбекистан с самого начала взял курс на некую независимость от России, на некое построение такого авторитарного государства и так продолжалось довольно долго. Строя независимое государство - Узбекистан приближался к Западу. И вот мы получили некий феномен - абсолютная независимость от России.

Хотелось бы сразу подчеркнуть, что странам Содружества в ответ на разрушение памятника в Ташкенте ничего делать не нужно. Эта история никак не связана с внешней политикой, и нет никаких признаков, что Узбекистан собирается разрывать дружеские связи с Москвой или другими постсоветскими странами. Так что политической нагрузки в действиях ташкентских чиновников искать, по-моему, не стоит.

Проблема в другом: памятник, возведенный во времена СССР, отличался от многих бездушных монументов тех лет. Он стал  символом гостеприимства узбекского народа, принявшего детей из охваченных войной России, Белоруссии, Украины, Молдавии. У многих из тех, кого привозили на эшелонах в Ташкент, погибли родители. По некоторым данным, республика приняла миллион сирот, об этом недавно мне рассказывал бывший комсомольский работник. В 80-х годах в Узбекистане была создана группа из сотрудников комсомола, которые разыскивали таких детей и записывали истории их жизни.  Многие из них сохранили русские фамилии, но приобрели узбекские имена. Получили профессии, и остались жить в Узбекистане. Что  поразило моего собеседника, так это то, что в республике, принявшей огромное количество сирот, не появилось дополнительных интернатов. Местные жители семьями приходили на вокзал и забирали детей домой. Так что подвиг кузнеца Шамахмудова и его жены не был единственным. Да и подвигом в то время не считался.

Смысл поступков обычных людей, недоедавших, но готовых поделиться последним, виден в наши дни, когда по улицам ходят тысячи бездомных детей и приюты переполнены. Снос памятника, какими бы важными причинами он не объяснялся, бьет, в первую очередь, по репутации Узбекистана. И вот о чем он заставляет задуматься: мы плохо знаем нашу недавнюю историю. О кузнеце Шамахмудове писали в советских  учебниках, из новых книжек можно вычитать много чего о том, что разделяет народы, когда-то считавшиеся братскими. Об узбекских семьях, подобных Шамахмудовым, в них ничего нет.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала