Всемирный день авиации и космонавтики
По решению Международной авиационной федерации (ФАИ) 12 апреля отмечается Всемирный день авиации и космонавтики. В России мы отмечаем День космонавтики в ознаменование первого полета человека в космос (праздник установлен указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 апреля 1962 года). В этот день 45 лет назад, 12 апреля 1961 года, гражданин СССР майор Ю.А.Гагарин на космическом корабле «Восток» впервые в мире совершил орбитальный облет Земли, открыв эпоху пилотируемых космических полетов. Развитие пилотируемых полетов у нас в стране проходило поэтапно с учетом достигнутых научно-технических результатов и появления новых научных, хозяйственных и технических задач. От первых пилотируемых кораблей и орбитальных станций к многоцелевым космическим пилотируемым орбитальным комплексам - таков путь, пройденный советской и российской пилотируемой космонавтикой. Начальный этап освоения космического пространства (полеты на кораблях «Восток» и «Восход») включал в себя вопросы конструирования космических кораблей и их систем, отрабатывались наземные системы управления полетами, методика спуска кораблей с орбиты, поиска и встречи космонавтов на земле. Следующий этап российской пилотируемой космонавтики - создание долговременных орбитальных станций «Салют» и нового, многоцелевого корабля «Союз», способного совершать сложные маневры на орбите, сближаться и состыковываться с другими кораблями. На семи станциях «Салют» и в автономных полетах на космических кораблях «Союз» была реализована большая программа исследований и экспериментов по изучению околоземного космического пространства, Земли и Вселенной, проведен ряд практических работ. На смену «Салютам» пришло третье поколение околоземных лабораторий - орбитальный комплекс «Мир». Космический комплекс находился в эксплуатации до июня 2000 года - 14,5 лет вместо пяти предусмотренных. За это время на нем было проведено 28 космических экспедиций, в общей сложности на комплексе побывали 139 российских и зарубежных исследователей космоса, на его борту были выполнены 24 международные программы экспериментальных исследований, проведено более 16,5 тысяч экспериментов. В процессе создания комплекса разработано более 600 новейших технологий. Во время космических экспедиций были отработаны новые методы сборки в космосе крупногабаритных конструкций с использованием термодинамических соединений из материалов, обладающих эффектом памяти формы - будущих элементов новой Международной космической станции; проводилось изучение природы серебристых облаков, аэрозольных слоев в атмосфере и мезосфере, исследование межзвездного газа, получена научная информация о взаимосвязи физических процессов, происходящих во Вселенной и околоземном пространстве, а также множество других экспериментов по космической медицине, биотехнологии, астро- и геофизике, материаловедению и других. На российском космическом комплексе установлены мировые рекорды по длительности орбитального полета, продолжительности пребывания в космосе, выходам в открытый космос. Всего за время работы «Мира» в пилотируемом режиме космонавты и астронавты совершили свыше 75 выходов в открытый космос - за бортом проведено в общей сложности около 15 суток. Космический комплекс «Мир» сменила на орбите Международная космическая станция (МКС). При создании нового космического комплекса широко использовались российские достижения в области пилотируемой космонавтики.
1981 - состоялся вывод на орбиту первого многоразового транспортного космического корабля (спейс шаттл) «Колумбия» с астронавтами
«Колумбия» - первый многоразовый транспортный космический корабль. Строительство «Колумбии» было начато в 1975 году. 25 марта 1979 года «Колумбия» передана в эксплуатацию НАСА. Шаттл «Колумбия» был назван по имени парусника, на котором капитан Роберт Грей в мае 1792 года исследовал внутренние воды Британской Колумбии (ныне штаты США Вашингтон и Орегон). В НАСА «Колумбия» имеет обозначение OV-102 (Orbiter Vehicle-102). Первый пилотируемый полет многоразового транспортного космического корабля «Колумбия» состоялся 12 апреля 1981 года. Командиром экипажа был ветеран американской космонавтики Джон Янг, пилотом - Роберт Криппен. 11 ноября 1982 года впервые в экипаж «Колумбии» вошли четверо астронавтов, шестеро астронавтов составили экипаж во время полета 28 ноября 1983 года. Среди этих шестерых астронавтов находился Ульф Мербольд (ФРГ) - первый иностранец на американском космическом корабле. 13 апреля 1998 года командиром «Колумбии» была Эйлен Коллинз, первая женщина - командир космического корабля. Шаттл «Колумбия» был тяжелее шаттлов, построенных позже, поэтому у него не было стыковочного модуля. «Колумбия» не могла состыковаться ни со станцией «Мир», ни с МКС. Последний полет «Колумбии» - с 16 января по 1 февраля 2003 года. Тогда в экипаж шаттла вошли астронавты Рик Хасбэнд, Уильям МакКул, Майкл Андеосон, Лорел Кларк, Дэвид Браун, Калпана Чавла и Илан Рамон - первый астронавт Израиля. После 16-суточного полета при входе в атмосферу 1 февраля из-за повреждения теплоизолирующего покрытия левого крыла «Колумбия» потерпела катастрофу. Трагедия произошла над Техасом, на высоте 63 километра при скорости 5,6 километра в секунду. Все семь членов экипажа погибли. Шаттл «Колумбия» 28 раз побывал в космосе, провел там 300,74 суток, совершил 4.808 оборотов вокруг Земли и пролетел, в общей сложности, 201.454.702 километра.
1933 - родилась Монтсеррат Кабалье, испанская певица (сопрано), представительница бельканто
Монтсеррат Кабалье родилась 12 апреля 1933 года в Барселоне. После окончания Барселонской консерватории в 1956 году Монтсеррат уезжает в Швейцарию, где поступает в Оперный театр Базеля. В 1959 году она входит в труппу Бременского оперного театра. Международное признание пришло к ней в 1965 году, когда ей предложили заменить американскую певицу Мэрилин Хорн в партии Лукреции Борджиа в нью-йоркском Карнеги Холле. Прослушав первую арию певицы, публика, избалованная выступлениями артистов первой величины, бурно аплодировала ей 20 минут. Монтсеррат Кабалье выступала на лучших оперных сценах мира, в числе которых - Метрополитен-опера, Карнеги Холл, «Ла Скала», Большой театр России, Венская опера, оперные театры Парижа, Рима... . В репертуаре Монтсеррат Кабалье наряду с традиционными для сопрано партиями - арии из опер старых итальянских мастеров и испанских сарсуэл. Среди любимых оперных партий - Лукреция Борджиа (Доницетти), Манон (Пуччини), Аида и Тривиата (Верди). Певица обладает уникальным репертуаром, в котором свыше 125 оперных партий, выступает в разнообразных концертных программах. Удостоена многих почетных званий и наград, среди которых и высшая награда правительства Испании - орден Доны Изабель Ла Католика.
1823 - родился Александр Николаевич Островский, драматург, заложивший основы национального репертуара русского театра
Александр Островский родился 12 апреля 1823 года в Москве в семье чиновника, заслужившего дворянство. Детские годы прошли в Замоскворечье, купеческом и мещанском районе Москвы. Получил хорошее домашнее образование, с детства изучая иностранные языки. В 12 лет был отдан в 1-ю Московскую гимназию, которую окончил в 1840 году и поступил на юридический факультет Московского университета. Но стремление к литературному творчеству совпало со страстным увлечением театром, на сценах которого выступали в то время великие актеры М.Щепкин и П.Мочалов. Островский оставляет университет и принимает решение всерьез заняться литературой. В 1849 была написана комедия «Свои люди - сочтемся!», принесшая признание автору. Вдохновленный успехом и признанием, Островский каждый год писал одну, а иногда несколько пьес, создав целый «театр Островского», включающий 47 пьес различных жанров. В 1850 году Александр Николаевич становится сотрудником журнала «Москвитянин», входит в круг литераторов, актеров, музыкантов, художников. Эти годы много дали драматургу в творческом отношении. В это время написаны «Утро молодого человека», «Неожиданный случай» (1850), «Бедная невеста» (1851), «Не в свои сани не садись» (1852), «Бедность не порок» (1853), «Не так живи, как хочется» (1854). В 1855-1860 годах, в предреформенный период, сближается с революционными демократами. Появляются пьесы «В чужом пиру похмелье» (1855), «Доходное место» (1856), «Воспитанница» (1858), «Гроза» (1859). В 1860-е годы Островский обращается к исторической драме, считая подобные пьесы необходимыми в репертуаре театра: хроники «Тушино» (1867), «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», психологическая драма «Василиса Мелентьева»(1868). В 1870-е годы рисует жизнь пореформенного дворянства: «На всякого мудреца довольно простоты», «Бешеные деньги» (1870), «Лес» (1871), «Волки и овцы»(1875). Особое место занимает пьеса «Снегурочка» (1873), выразившая лирическое начало драматургии Островского. В последний период творчества была написана целая серия пьес, посвященных судьбе женщины: «Последняя жертва», «Бесприданница», «Сердце не камень», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые». Умер выдающийся драматург 14 июня 1886 года в имении Щелыково.
1866 - родился Александр Ильич Ульянов
Александр Ульянов - один из организаторов и руководителей «Террористической фракции» партии «Народная воля», старший брат В.И.Ленина. Родился 12 апреля 1866 года. В 1883 году окончил Симбирскую гимназию с золотой медалью и поступил на естественный факультет Петербургского университета. В конце 1886 года стал членом террористической фракции «Народной воли»«, один из авторов ее программы. Террористическая фракция объединяла главным образом студентов университета (П.Андреюшкин, В.Генералов, О.Говорухин, Ю.Лукашевич, В.Осипанов, Н.Рудевич и др.). Террористическая фракция была независима от других народовольческих групп, поддерживала связи с кружками в Вильнюсе и Харькове, с революционно настроенными учащимися столичных военно-учебных заведений, вела пропаганду среди рабочих. Члены фракции испытывали влияние как работ К.Маркса, Ф.Энгельса, Г.Плеханова, так и программных документов «Народной воли». В программе террористической фракции признавалась необходимость организации социалистической партии, ядром которой должен стать рабочий класс, национализации земли, фабрик, заводов и, как конечная цель, установление социалистического строя. Следуя народовольческой традиции, авторы программы считали первоочередной задачей организации борьбу за политические свободы посредством «дезорганизации» правительства, методом борьбы признавали террор. Они готовили покушение на императора Александра III, назначив его на 1 марта 1887 года, день, когда шесть лет назад бомбой народовольца И.Гриневского был убит император Александр II. Приготовив бомбы, наполнив пули ядом и смазав их стрихнином, участники покушения собрались вместе в последний раз 25 февраля. Ульянов напомнил им принцип действия бомб и прочитал программу организации. Все вместе сочинили прокламацию, начинавшуюся словами: «Жив дух земли Русской и не угасла правда в сердцах ее сынов. Казнен император Александр...» Никто не сомневался в успехе. 1 марта 1887 года участники покушения утром отправились на Невский проспект и, разделившись группами, стали ходить по обеим сторонам от Адмиралтейской площади до публичной библиотеки в ожидании царского проезда в собор Петропавловской крепости, где должна была происходить заупокойная служба по Александру II. Но за террористами уже давно следила полиция, и здесь их арестовали. При обыске у них нашли три бомбы, револьвер и программу исполкома «Народной воли». Две бомбы представляли собой цилиндры, третья же выглядела как книга с заглавием «Словарь медицинской терминологии». Попытка покушения на царя окончилась арестами и разгромом организации. Участников и организаторов покушения (15 человек) судили 15-19 апреля в Особом присутствии правительственного Сената. Сначала суд приговорил к смертной казни всех, но Александр III утвердил высшую меру только пятерым. 20 мая 1887 года в Шлиссельбургской крепости были повешены Ульянов, Андреюшкин, Генералов, Осипанов и Шевырев, остальные приговорены к различным срокам каторги и ссылке в Сибирь.
1938 - умер Федор Иванович Шаляпин, выдающийся певец, народный артист
Федор Шаляпин родился 13 февраля 1873 года в Казани, в семье мелкого канцелярского служащего. В детстве был певчим, с юношеских лет увлекся театром и участвовал в спектаклях как статист. Работал учеником сапожника, токарем, переписчиком. В 1890 году поступил в Уфе в хор труппы Семенова-Самарского, и однажды ему пришлось заменить в опере Монюшко «Галька» заболевшего солиста. После этого дебюта начинающему артисту стали поручать небольшие оперные партии. Профессиональная сценическая деятельность Шаляпина началась в Тифлисе (Тбилиси), где он год занимался у певца Дмитрия Усатова, а также исполнял в опере басовые партии. В 1893 году певец переехал в Москву, а в 1894 году - в Петербург, где пел в «Аркадии» и Панаевском театре, в труппе Зазулина. В 1895 году Федор Шаляпин был принят в Мариинский театр в Санкт-Петербурге и с успехом исполнял партии Мефистофеля и Руслана. Его талант заметил известный меценат Савва Мамонтов и в 1896 году пригласил певца в свою Московскую частную оперу. С этого момента и началась блестящая творческая деятельность Шаляпина. Среди лучших партий - Борис («Борис Годунов» М.Мусоргского), Мефистофель («Фауст» Ш.Гуно и «Мефистофель» А.Бойто), Мельник («Русалка» А.Даргомыжского), Иван Грозный («Псковитянка» Н.Римского-Корсакова), Сусанин («Иван Сусанин» М.Глинки). Федор Шаляпин был и выдающимся камерным певцом - исполнял русские народные песни, романсы, вокальные произведения; выступал и в качестве режиссера - поставил оперы «Хованщина» и «Дон Кихот». Перу Шаляпина принадлежат автобиография «Страницы из моей жизни» и книга «Маска и душа». Талант артиста был высоко оценен в 1901 году в Милане, где он с триумфом выступил в театре La Scala в заглавной роли «Мефистофеля» Бойто. С этого времени он постоянно гастролировал за рубежом, завоевав мировую славу. Выехав в 1922 году за границу на гастроли, Федор Шаляпин в Советскую Россию не вернулся, жил в Париже. Умер Федор Иванович Шаляпин от лейкемии 12 апреля 1938 года в Париже. В 1984 году останки его перевезли из Франции в Россию и перезахоронили на Новодевичьем кладбище. 31 октября 1986 года состоялось открытие надгробного памятника великому русскому певцу (скульптор А.Елецкий, архитектор Ю.Воскресенский).
1986 - умер Валентин Петрович Катаев, писатель, журналист
Валентин Катаев родился 28 января 1897 года в Одессе в семье учителя. Брат Е.П.Петрова. Первое произведение Катаева - стихотворение «Осень» - было опубликовано в 1910 году в газете «Одесский вестник». С 1922 года жил в Москве. С 1923 года - постоянный сотрудник газет «Гудок», «Правда», «Труд», «Рабочей газеты». В круг общения молодого Катаева в 1920-х годах входили М.А.Булгаков, И.Ильф, Ю.К.Олеша, В.В.Маяковский, Н.Н.Асеев, С.А.Есенин, Б.Л.Пастернак, В.В.Хлебников. В 1920-е годы опубликованы его романы «Повелитель железа», «Остров Эрендорф». С успехом шли на московских сценах комедии Катаева «Растратчики» (1928, по одноименной повести - сатире на нэповскую действительность) и «Квадратура круга» (1928). В столице созданы и самые значительные произведения Катаева - роман-хроника «Время, вперед!», тетралогия «Волны Черного моря» («Белеет парус одинокий», «Хуторок в степи», «Зимний ветер», «За власть Советов»). В годы Великой Отечественной войны он пишет фельетоны, повести, в том числе популярную в 1940-1950 годах повесть «Сын полка». В 1955-1961 годах Катаев - главный редактор журнала «Юность». Автор художественно-публицистических повестей о В.И.Ленине «Маленькая железная дверь в стене» (1964), рассказов, киносценариев, воспоминаний. Литературной жизни Москвы 1920-х годов посвящена мемуарно-художественная книга «Алмазный мой венец» (1978). Среди адресов ушедшей Москвы, запечатленной Катаевым в этой книге - дом 15а на Большой Дмитровке (здание МК партии), куда пришли молодые Катаев и Маяковский сочинять лозунги для парада на Красной площади, дом 6/2 по Малой Никитской улице, где располагался Госиздат, часто посещаемый писателем. Позднее появились мемуарные повести писателя - «Трава забвения», «Кладбище в Скулянах». Последний московский адрес самого Катаева - Лаврушинский переулок, 17 (второй кооперативный дом Союза писателей СССР). Валентин Катаев - лауреат Государственной премии СССР, награжден орденами и медалями. Умер 12 апреля 1986 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.